Владимир Котин: "Доброе имя важнее медалей"

Когда во время телетрансляции с чемпионата Европы-99 по фигурному катанию на экране, рядом с Марией Бутырской и ее тренером Еленой Чайковской, промелькнуло до боли знакомое лицо, я, было, глазам не поверил. Но телекамера вновь остановилась на этом человеке. Я не ошибся: на "тренерском мостике" рядом с Чайковской стоял Владимир Котин - в недавнем прошлом один из лучших одиночников мира...
Я еле дождался финала "Чемпионской серии", проходившего в Петербурге, чтобы поговорить с прославленным фигуристом. Однако поймать Владимира Котина, чтобы взять интервью, оказалось делом архисложным. Только на третий день "охоты" Владимир "сдался" и согласился побеседовать...

- Вы так не любите давать интервью?
- Не то, чтобы не люблю. Скорее, не приучился. А может быть, стеснение мешает...
- Давно ли вы работаете в паре с Чайковской, и что входит в круг ваших обязанностей?
- С Еленой Анатольевной я работаю, в общей сложности, вот уже 19 лет. Раньше мне надлежало выполнять на льду элементы и ее задания, а сегодня - помогать тренировать. И я сейчас учусь делать то же, что делала она, когда я выступал. И стремлюсь стать таким же хорошим тренером, как она.
- Не тяжело работать с фигуристками? У каждой ведь характер - о-го-го?
- Недавно, в одном из интервью, на похожий вопрос я, не подумав, ответил так: "Ой, как с девочками тяжело-о-о!" А потом подумал: "А с чем мне сравнивать-то?"
- У вас есть любимая ученица?
- Они все любимые. К тому же, я не стал бы кого-то выделять и из этических соображений.
- Помимо одиночниц под вашим руководством тренируются еще и литовские танцоры Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас...
- Я бы не сказал, что я их "тренирую". Скорее, я их только морально поддерживаю, поскольку не являюсь профессионалом в танцах на льду.
- О самостоятельной работе не мечтаете? Или чувствуете, что пока не готовы?
- Мечта-то есть. Но, думаю, мне еще нужно очень многому научиться, чтобы эта мечта осуществилась. И, естественно, мне больше хочется тренировать ребят, чем девочек.
- Как вам нравится нынешнее одиночное катание? Насколько оно ушло вперед по сравнению с вашим временем?
- Мне кажется, что из всех видов фигурного катания, мужское одиночное ушло наиболее далеко вперед. Появился не четверной, а даже четверНЫЕ прыжки. 10 лет назад мы могли об этом только мечтать: пределом достижимого был аксель в 3,5 оборота.
Женское одиночное катание тоже продвинулось, но последние 4-5 лет оно, с точки зрения сложности, стоит на месте.
- Кто, по-вашему, сможет в ближайшие годы задавать тон у одиночников?
- Наибольшие перспективы - у Плющенко и Ягудина. Я очень люблю и уважаю Алексея Урманова, но ему будет сложно с ними бороться. Ему бы достойно закончить этот год и уйти в профессионалы...
- Затронем ваше спортивное прошлое. Вы пять раз становились серебряным призером чемпионатов мира и Европы...
- Четыре. И только на европейских первенствах. Призером чемпионатов мира я никогда не был... Впрочем, нет. Вы правы. Я был призером чемпионата мира. Правда, "неполным". Тогда вручалась отдельная медаль за "школу" и отдельная - за комбинацию из короткой и произвольной программ. И вот за эту комбинацию у меня есть медаль.
- Что же мешало занять высшую ступень пьедестала почета?
- Надо сказать, что судейство никогда не отличалось объективностью. Ни тогда, ни сейчас. Впрочем, оно было не то, чтобы необъективным. Скорее, - непоследовательным. Вначале мне говорили: "Отстаете в обязательных фигурах, но очень артистичны." А потом - наоборот. Я занимал высокое место в "школе", а в остальных видах меня слегка "задвигали".
- Я достаточно хорошо помню тогдашние баталии одиночников, и должен признаться, что меня очень удивляли многие судейские решения.
- Меня в тот момент тоже удивляли. Но сейчас это все так далеко... На сегодняшний день я занимаюсь другими вещами, чему очень рад.
- Вы достаточно капитально сменили имидж. Это сделано для того, чтобы не походить на актера Николая Караченцова (точнее, на его персонажа из "Собаки на сене")?
- Отнюдь нет. К тому же я очень люблю этого актера... Просто я не так давно стал достаточно свободен от каких-то визуальных обязанностей (я ведь только прошлым летом завершил свое последнее профессиональное турне). Потому что на льду, на сцене, если ты играешь Принца, то с бородой быть не можешь. Есть какие-то обязательства и по прическе - налысо не постричься. А может быть, я люблю ходить лысым? Так что я сейчас - свободный художник. Я не ищу для себя какого-то имиджа. Я просто наслаждаюсь тем, что могу делать с собой все, что хочу.
- Уход от активных занятий фигурным катанием - окончательный и бесповоротный? Ведь ваши бывшие соперники до сих пор в строю. В частности, чех Йозеф Сабовчик, еще в прошлом году успешно выступавший в профессиональных турнирах...
- Знаете, мне ведь до сих пор снятся соревнования. Вся моя жизнь связана со спортом, и уйти от спорта, позабыть это "соревновательное состояние" я вряд ли смогу. Даже в каких-то житейских вопросах я стремлюсь быть первым. Видно, спортивная жизнь так приучает, формирует личность человека, что он потом во всем соревнуется с кем-то. Пусть даже с самим собой.
Почему я ушел? Наверное, устал путешествовать. График был очень насыщенным, особенно в последние 4 года. Я находился за пределами России по 9-10 месяцев в году. Это - жуткая моральная перегрузка. У меня же есть дом, друзья. Я их редко вижу. Скучаю...
Поначалу было желание просто сделать передышку, осмотреться, выбрать - что делать дальше. Но сегодня я - не окончательно, но с большой вероятностью - склонен говорить, что на лед больше не вернусь.
- Татьяна Тарасова в свое время сделала собственный ледовый театр. Игорь Бобрин - тоже. нет желания сделать что-то подобное? Ведь у вас есть имя, причем доброе имя...
- Увы, я сегодня не вижу к этому предпосылок. В Старом Свете фигурное катание не настолько популярно, по сравнению с Америкой, где его раскручивают на полную катушку.
Впрочем, если бы Елена Анатольевна задумала собрать серьезный коллектив, то я был бы рад участвовать в этом проекте. Вот только в каком качестве? Если реально посмотреть на вещи... Ну сколько мне осталось? Лет пять еще можно стоять на коньках. А дальше? Я не хочу превращаться, подобно Белоусовой и Протопопову (хоть и отношусь к ним с безграничным уважением), в "легенду, стоящую на льду". Это будет уже не тот Котин, которого помнит зритель.
- Если подвести итог вашей любительской карьеры, вы довольны тем, как она сложилась? Или какое-то чувство неудовлетворенности осталось?
- Такое чувство было в момент ухода. Естественно. Ибо плох тот фигурист, который не мечтает стать чемпионом. Очень хотелось победить, и было немножко обидно, что это не удалось. А сейчас это ушло. Произошла переоценка ценностей. Я рад тому, что у меня есть доброе имя, и мой зритель меня еще вспоминает. Думаю - это важнее медалей.
- Кстати, как сейчас складываются отношения с бывшими соперниками?
- Замечательно. С Игорем Бобриным особенно. Я 10 лет катался в его ледовом театре. С Сашкой Фадеевым - тоже. Да и в спорте мы старались - на удивление и моему тренеру, и всем окружающим (как же так? ведь идет жесточайшая борьба!) - поддерживать человеческие отношения. Жаль, что нас жизнь разбросала. Саша живет в Америке и здесь давно уже не появляется. А меня судьба в США не забрасывала, Все где-то по Европе мотался. Но до сих пор мы с ним созваниваемся...
С иностранными фигуристами - тоже все по-доброму. И с Сабовчиком, и с Бойтано. Я даже отработал два тура в шоу "Бойтано-Витт". Я думаю, что все околоспортивные интриги забываются очень быстро.
- Наверное, помимо серьезных "сражений", во времена вашей спортивной молодости, были и веселые, забавные моменты...
- Не без этого. Я часто бывал на показательных выступлениях в ГДР. Мы это турне использовали для предсезонной подготовки. Естественно, в свободное время грех было не пройтись по магазинам: в Германии были очень хорошие товары, в особенности обувь. Но помимо хороших товаров в ГДР было очень много наших туристов, которые совершали регулярные набеги на магазины. Немцев в конце концов это достало. И как только слышалась русская речь, то с прилавков товары мигом исчезали.
Поэтому, мы с Еленой Анатольевной, довольно прилично владея английским, придумали такую хитрость: при входе в магазин - ни слова по-русски. Продавцы, заслышав английскую речь, мигом расцветали. И вот стоим мы у прилавка, выбираем товары и слышим разговор двух русских туристок: "Смотри, смотри: Котин!" "Да нет, не Котин, - англичанин какой-то..."

Hosted by uCoz