Игорь Бобрин:
"Я преклоняюсь перед российскими зрителями"
О том,
что же такое фигурное катание - спорт или искусство - спорят уже давно.
Единства в этом вопросе нет даже среди спортсменов. Для одного фигуриста
программа - это набор прыжков, "дорожек" и других элементов.
Для другого - "маленькая жизнь", сродни театральной или балетной
миниатюре…
Игорь Бобрин - кумир питерской публики, бесспорная звезда советского фигурного
катания. И хоть он и не стал чемпионом мира, как его современники Сергей
Волков и Владимир Ковалев, болельщики по-прежнему боготворят его. "Спящий
ковбой", "Паганини", "Парное катание" - вот далеко
не полный перечень показательных номеров Бобрина, вошедших в "золотой
фонд" мирового фигурного катания. Артистов такого уровня во все времена
можно было пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому не было ничего удивительного
в том, что по окончании спортивной карьеры Игорь Бобрин решил создать
свой Ледовый театр. Театр, который в год своего 15-летия привезет в наш
город прекрасный новогодний спектакль "Алиса в Стране чудес".
Представления пройдут в Ледовом дворце со 2 по 10 января…
- Игорь,
15 лет для ледового театра - это много или мало?
- Для нас это очень большая цифра, поскольку мы работаем в достаточно
конкурентном мире, где существуют такие шоу, как "Holliday on Ice",
"Дисней на льду" и т.п. Я их называю "монстрами",
потому что это действительно серьезные, большие коллективы с 50-летним
стажем работы.
Наша команда состоит из 24 артистов, плюс - небольшая техническая группа.
Чем мы отличаемся от существующих ледовых коллективов, - это разнообразием
репертуара. Мы играем 8 одноактных балетов. Причем, они не перенесены
с балетной сцены или эстрады, - это специально поставленные драматические
спектакли на льду. Поэтому слово "шоу", применительно к нашему
театру, мне почему-то до сих пор кажется обидным, хотя для любого иностранного
импресарио оно абсолютно нормально. И название наше для российских зрителей
осталось прежним: "Театр ледовых миниатюр".
В Петербург мы привезли спектакль "Алиса в стране чудес" - это
один из самых "свежих" наших спектаклей. Только не думайте,
что спектакль полностью скопирован с известного произведения Льюиса Кэрролла.
Нет, это наши размышления на тему кэрролловских сказок. Мы объединили
два спектакля - "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье"
- в один. Главные роли исполняют Наталья Бестемьянова (Алиса) и Андрей
Букин (Белый Рыцарь). Я играю роль волшебника, рассказчика, автора.
Первыми зрителями этого спектакля были дети и взрослые Южной Кореи - премьера
прошла в Сеуле. Затем последовало турне по 30 городам Франции. Так что,
спектакль проверен не только на российском, но и иностранном зрителе.
И, на мой взгляд, (хоть это и нескромно звучит) спектакль нравится зрителям.
- А как,
собственно, возникла идея создания Театра Игоря Бобрина?
- Вы же знаете, что фигурное катание - вид спорта сколь красивый, столь
и жестокий. Он выбрасывает спортсменов в достаточно юном возрасте. И в
большинстве случаев спортсмен оказывался никому не нужным, потому что
он ничего не умел, кроме как хорошо кататься на коньках. И если его не
принимали на тренерскую работу здесь, в Питере или в Москве, ему приходилось
перебираться в Штаты, или в другие страны, где спрос на наших специалистов
довольно высок. Существовал очень большой отток талантливых спортсменов
и тренеров, - люди уезжали из-за безработицы…
Я же решил после Инфизкульта окончить ГИТИС (режиссерский факультет),
поскольку мне не хватало этих специальных знаний, чтобы руководить театром.
Театром, в котором работают достаточно интересные бывшие спортсмены. В
нашей труппе были заняты такие знаменитости, очень яркие индивидуальности,
как Ирина Воробьева и Игорь Лисовский, Наталья Анненко и Генрих Сретенский,
Елена Валова и Олег Васильев, Марина Ельцова и Андрей Бушков, Владимир
Котин, Кира Иванова…
Почему мы этот театр организовали? Потому что, считаю, было слишком много
недосказано в спорте. Было слишком много запретов - чисто спортивных,
которые я прекрасно понимаю. Ведь спорт - это голы, очки, секунды. А мне
хотелось показать, что я еще и драматический актер, человек, который зависит
не от воли судей, а только от оценок не менее строгого зрительского жюри.
И вот уже 15 лет наш театр живет…
Сейчас у нас - три состава. Один поедет с "Алисой" в Америку,
второй - во Францию. А мы - первый состав - к вам, в Питер.
- "Алиса"
- это первое отделение вашего Новогоднего Представления. А что ждет зрителя
во втором?
- Обычно мы строим работу театра так: первое отделение - это одноактный
балет. У нас их в репертуаре - 8. В том числе - "Немое кино или Размышление
на тему Чарли Чаплина" (в Питере мы его показывали), "Фауст.
ХХ век", "Распутин. Постфактум", "Еврейская баллада",
"Мы любим классику", детский спектакль "Талисман"…
А во втором отделении у нас идут обычно дивертисментные номера - такие
как "Улица рок-н-роллов", например, - мы вспоминаем 60-е годы.
Но в Питер мы решили привезти вторым отделением фрагменты из спектакля
"Мы любим классику" (фактически - полностью), в котором звучит
музыка Прокофьева, Чайковского, Стравинского, Мусоргского, Паганини, Равеля,
Щедрина, Бизе. Один из номеров - "Щелкунчик". Он так поставлен,
что этот балет вместился у нас в 7 минут - весь! А "Лебединое озеро"
у нас частично идет под "музыку немецких пивоваров" - тирольский
национальный танец - очень с Чайковским ложится рядом. Там есть "Паганини"
- тот самый номер, который когда-то дал мне определенную популярность
в спортивном мире. А сейчас его вместе со мной исполняют еще 6 артистов
театра…
То есть, мы играем классические произведения (извините за такое сравнение)
"без нафталина". И этот спектакль с удовольствием смотрят не
только среднее и пожилое поколения, но и молодежь.
- Вы чаще
работаете, выступаете за рубежом, чем в России. Ностальгия не мучает?
- Еще как мучает! Во-первых, по Питеру - я здесь родился. Во-вторых, по
тому зрителю, который приходил смотреть "Паганини", "Спящего
ковбоя"… Ведь в последний раз наш театр был в моем родном городе
ровно 10 лет назад…
Знаете, я преклоняюсь перед российскими любителями фигурного катания...
Не так давно мы выступали в Хабаровске, во Дворце спорта, почти что полностью
разворованном - вплоть до лампочек в раздевалках... Разруха, да и только...
Но, тем не менее, в каптерке Дворца спорта, где уборщицы обычно хранят
свой инвентарь, сидело 6 человек - в темноте - чтобы после того, как зрители
рассядутся, уборщица их выпустила и они могли сесть хотя бы на ступеньки
и посмотреть наше выступление... И потом, там не выплачивают пенсии, зарплаты.
А люди приходят с огромными букетами цветов...
- Игорь,
вы очень известный фигурист, хороший хореограф…Вам не предлагают остаться
жить и работать на Западе?
- Таких предложений немало. Но у нас есть своя работа здесь. В труппе
Театра ледовых миниатюр - 45 человек, которые в меня поверили. Это театр,
который я не могу предать. Я не говорю про патриотизм. Я говорю про людей,
которые непосредственно со мной работают.
- Когда
вы только начинали создавать театр - для вас это было лишь увлечением,
или же серьезной работой "на всю оставшуюся жизнь"?
- Театр этот мне дался очень непросто. Меня поначалу гнали отовсюду.
Первый год после ухода из любительского спорта был годом тяжелейшего труда
и пробивания стен головой. Конечно же, театр был целью всей моей жизни.
Ведь кататься на коньках - это единственное, что я по-настоящему умею
делать, и что я хочу делать!" Вы знаете, Высоцкий когда-то сказал:
"Мы соединяем в своей профессии и хобби, и работу". Это действительно
так.
- В вашем
театре выступают фигуристы разных поколений. Насколько легко вам удается
находить общий язык с молодежью?
- Больших проблем нет. Но иногда доходит до смешного. Пару дней назад
был эпизод. Стоит передо мной артист, который вместо меня катает Волшебника
в американском туре. Я прошу его: Максим - ты, когда выходишь, должен
завоевать внимание зрителей. Первый твой жест - будто обнимаешь необъятное.
Все должно быть у тебя в руках - будто ты небесный купол поднимешь над
собой. Понял? Понял. Через пару минут подходит: "Игорь Анатольевич,
а что такое НЕБЕСНЫЙ КУМПОЛ?" Я понимаю, что ему всего 18 лет, и
с ним нужно разговаривать на другом, более понятном языке…
- Сейчас
на вас, как на хореографа, наверняка, сумасшедший спрос - ведь вы поставили
совершенно потрясающий произвольный номер питерским фигуристам Елене Бережной
и Антону Сихарулидзе - "Огни большого города" на музыку Чарли
Чаплина…
- Знаете, я готовился к этой постановке так, как, наверное, к спектаклю
не готовлюсь. Все-таки - чемпионы мира… Но когда я начал с ними работать,
то понял, какая огромная пропасть лежит между тем номером, который ты
хочешь поставить как хореограф, и сегодняшним спортсменом, пытающимся
создать какой-то образ… Насколько им это сложно, насколько они зашорены
этими правилами! Перебежка направо - перебежка налево. Более одной перебежки
- расстрел. То, что они умеют делать, они делают, и делают замечательно.
Но чтобы Антону войти в образ Чаплина, а Лене - Цветочницы, - да еще исполняя
сложнейшие элементы! Вы можете представить ужас в глазах у Сихарулидзе,
когда я ему показывал - что нужно будет сделать, что нужно чувствовать,
как относиться к партнерше?! И я безумно горд, что я все-таки "сломал"
этого грузина, и он поверил мне...
Потом, через месяц, я увидел, что осталось от программы. Обычно ведь как
бывает: постановщик делает номер, а через некоторое время спортивные элементы
"забирают" все. То - выбрасывается, это - выбрасывается, потому
что идет в ущерб спортивности. Лена с Антоном практически ничего не выбросили,
- они оставили программу почти в том же самом виде, как я им ее поставил.
Это для меня очень важно, ведь Антон очень радеет за спортивность программы,
за исполнение технических элементов. И он стал моим сторонником: "Это
нельзя выбрасывать! Это нужно оставить!"
Иными словами, я очень удовлетворен работой с ребятами. И потом, они очень
талантливые и очень отзывчивые люди. Их нужно было только, что называется,
"зацепить" за живое, чтобы они смогли раскрыться. Вот и все.
- А в дальнейшем
вы намерены продолжать с ними сотрудничество?
- Тамара Николаевна очень этого хочет. Но во что все это выльется - пока
не знаю. Ребята хотели, чтобы я им уже в этом сезоне помог сделать показательный
номер (это они уже решили после того, как я им поставил "Огни большого
города" - значит, им понравилось со мной работать!). Но у меня нет
времени - в связи с работой в театре. И у них сейчас сезон в разгаре.
Поэтому, думаю, мы с ними снова увидимся ближе к весне.
- Вопрос
к вам, как к одиночнику. Как, по-вашему, что из себя сейчас представляет
одиночное катание, и насколько вам нравятся нынешние звезды - Ягудин и
Плющенко?
- Знаете, я сейчас слежу за соревнованиями только по телевизору, а
потому моя оценка будет не очень объективной. Я же не знаю, как они работают
на тренировках, я не могу наблюдать за их творческим процессом. А то,
что они абсолютно заслуженно находятся на "вершине спортивной элиты",
- даже вопросов не возникает. У меня вызывает определенный профессиональный
интерес то, что делают эти два фигуриста.
- У вас
нет желания самим взять учеников?
- Нет, не дай Бог!
- Почему?
- У меня в театре - точно такие же ученики. И я с ними точно так же выступаю
по всему миру. И, в конечном счете, получается, что я являюсь тренером
этих ребят. В принципе, - то же самое, только без околоспортивной нервотрепки.
- Владимир
Котин буквально до прошлого года еще катался в профессиональных чемпионатах.
Вы этого не делаете?
- Вы знаете, мой поезд давно ушел: когда я мог выступать в чемпионатах
- советским спортсменам запрещали выезжать за рубеж. А когда разрешили
- было уже поздно.
- Вы когда-нибудь
пытались задать себе вопрос: вы сделали в спорте все что могли, все что
хотели? Или все-таки что-то царапает душу? Иными словами - титул чемпиона
Европы и бронзовая медаль чемпионата мира - это много или мало?
- Для меня лично, наверное, это было "много". После того,
как я стал чемпионом Европы и призером чемпионата мира, руководитель нашей
федерации фигурного катания Анна Ильинична Синилкина позвонила в Москву,
в Спорткомитет и потребовала, чтобы мне присвоили звание заслуженного
мастера спорта. Ей сказали: "как же так? нужно быть олимпийским чемпионом
или чемпионом мира, по крайней мере…". А она и отвечает: "Для
Бобрина "золото" на "Европе" и "бронза"
чемпионата мира - все равно что титул олимпийского чемпиона!" Так
что - возник прецедент, когда звание "змс" было присвоено не
чемпиону мира и не олимпийскому чемпиону. Эти медали - самое большое,
что я мог бы выиграть тогда. Но, честно говоря, я никогда раньше не думал
на эту тему. И не считал свои выигрыши и поражения...
|
|