Игорь Бобрин:
"Я преклоняюсь перед российскими зрителями"

О том, что же такое фигурное катание - спорт или искусство - спорят уже давно. Единства в этом вопросе нет даже среди спортсменов. Для одного фигуриста программа - это набор прыжков, "дорожек" и других элементов. Для другого - "маленькая жизнь", сродни театральной или балетной миниатюре…
Игорь Бобрин - кумир питерской публики, бесспорная звезда советского фигурного катания. И хоть он и не стал чемпионом мира, как его современники Сергей Волков и Владимир Ковалев, болельщики по-прежнему боготворят его. "Спящий ковбой", "Паганини", "Парное катание" - вот далеко не полный перечень показательных номеров Бобрина, вошедших в "золотой фонд" мирового фигурного катания. Артистов такого уровня во все времена можно было пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому не было ничего удивительного в том, что по окончании спортивной карьеры Игорь Бобрин решил создать свой Ледовый театр. Театр, который в год своего 15-летия привезет в наш город прекрасный новогодний спектакль "Алиса в Стране чудес". Представления пройдут в Ледовом дворце со 2 по 10 января…

- Игорь, 15 лет для ледового театра - это много или мало?
- Для нас это очень большая цифра, поскольку мы работаем в достаточно конкурентном мире, где существуют такие шоу, как "Holliday on Ice", "Дисней на льду" и т.п. Я их называю "монстрами", потому что это действительно серьезные, большие коллективы с 50-летним стажем работы.
Наша команда состоит из 24 артистов, плюс - небольшая техническая группа. Чем мы отличаемся от существующих ледовых коллективов, - это разнообразием репертуара. Мы играем 8 одноактных балетов. Причем, они не перенесены с балетной сцены или эстрады, - это специально поставленные драматические спектакли на льду. Поэтому слово "шоу", применительно к нашему театру, мне почему-то до сих пор кажется обидным, хотя для любого иностранного импресарио оно абсолютно нормально. И название наше для российских зрителей осталось прежним: "Театр ледовых миниатюр".
В Петербург мы привезли спектакль "Алиса в стране чудес" - это один из самых "свежих" наших спектаклей. Только не думайте, что спектакль полностью скопирован с известного произведения Льюиса Кэрролла. Нет, это наши размышления на тему кэрролловских сказок. Мы объединили два спектакля - "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" - в один. Главные роли исполняют Наталья Бестемьянова (Алиса) и Андрей Букин (Белый Рыцарь). Я играю роль волшебника, рассказчика, автора.
Первыми зрителями этого спектакля были дети и взрослые Южной Кореи - премьера прошла в Сеуле. Затем последовало турне по 30 городам Франции. Так что, спектакль проверен не только на российском, но и иностранном зрителе. И, на мой взгляд, (хоть это и нескромно звучит) спектакль нравится зрителям.

- А как, собственно, возникла идея создания Театра Игоря Бобрина?
- Вы же знаете, что фигурное катание - вид спорта сколь красивый, столь и жестокий. Он выбрасывает спортсменов в достаточно юном возрасте. И в большинстве случаев спортсмен оказывался никому не нужным, потому что он ничего не умел, кроме как хорошо кататься на коньках. И если его не принимали на тренерскую работу здесь, в Питере или в Москве, ему приходилось перебираться в Штаты, или в другие страны, где спрос на наших специалистов довольно высок. Существовал очень большой отток талантливых спортсменов и тренеров, - люди уезжали из-за безработицы…
Я же решил после Инфизкульта окончить ГИТИС (режиссерский факультет), поскольку мне не хватало этих специальных знаний, чтобы руководить театром. Театром, в котором работают достаточно интересные бывшие спортсмены. В нашей труппе были заняты такие знаменитости, очень яркие индивидуальности, как Ирина Воробьева и Игорь Лисовский, Наталья Анненко и Генрих Сретенский, Елена Валова и Олег Васильев, Марина Ельцова и Андрей Бушков, Владимир Котин, Кира Иванова…
Почему мы этот театр организовали? Потому что, считаю, было слишком много недосказано в спорте. Было слишком много запретов - чисто спортивных, которые я прекрасно понимаю. Ведь спорт - это голы, очки, секунды. А мне хотелось показать, что я еще и драматический актер, человек, который зависит не от воли судей, а только от оценок не менее строгого зрительского жюри. И вот уже 15 лет наш театр живет…
Сейчас у нас - три состава. Один поедет с "Алисой" в Америку, второй - во Францию. А мы - первый состав - к вам, в Питер.

- "Алиса" - это первое отделение вашего Новогоднего Представления. А что ждет зрителя во втором?
- Обычно мы строим работу театра так: первое отделение - это одноактный балет. У нас их в репертуаре - 8. В том числе - "Немое кино или Размышление на тему Чарли Чаплина" (в Питере мы его показывали), "Фауст. ХХ век", "Распутин. Постфактум", "Еврейская баллада", "Мы любим классику", детский спектакль "Талисман"… А во втором отделении у нас идут обычно дивертисментные номера - такие как "Улица рок-н-роллов", например, - мы вспоминаем 60-е годы. Но в Питер мы решили привезти вторым отделением фрагменты из спектакля "Мы любим классику" (фактически - полностью), в котором звучит музыка Прокофьева, Чайковского, Стравинского, Мусоргского, Паганини, Равеля, Щедрина, Бизе. Один из номеров - "Щелкунчик". Он так поставлен, что этот балет вместился у нас в 7 минут - весь! А "Лебединое озеро" у нас частично идет под "музыку немецких пивоваров" - тирольский национальный танец - очень с Чайковским ложится рядом. Там есть "Паганини" - тот самый номер, который когда-то дал мне определенную популярность в спортивном мире. А сейчас его вместе со мной исполняют еще 6 артистов театра…
То есть, мы играем классические произведения (извините за такое сравнение) "без нафталина". И этот спектакль с удовольствием смотрят не только среднее и пожилое поколения, но и молодежь.

- Вы чаще работаете, выступаете за рубежом, чем в России. Ностальгия не мучает?
- Еще как мучает! Во-первых, по Питеру - я здесь родился. Во-вторых, по тому зрителю, который приходил смотреть "Паганини", "Спящего ковбоя"… Ведь в последний раз наш театр был в моем родном городе ровно 10 лет назад…
Знаете, я преклоняюсь перед российскими любителями фигурного катания... Не так давно мы выступали в Хабаровске, во Дворце спорта, почти что полностью разворованном - вплоть до лампочек в раздевалках... Разруха, да и только... Но, тем не менее, в каптерке Дворца спорта, где уборщицы обычно хранят свой инвентарь, сидело 6 человек - в темноте - чтобы после того, как зрители рассядутся, уборщица их выпустила и они могли сесть хотя бы на ступеньки и посмотреть наше выступление... И потом, там не выплачивают пенсии, зарплаты. А люди приходят с огромными букетами цветов...

- Игорь, вы очень известный фигурист, хороший хореограф…Вам не предлагают остаться жить и работать на Западе?
- Таких предложений немало. Но у нас есть своя работа здесь. В труппе Театра ледовых миниатюр - 45 человек, которые в меня поверили. Это театр, который я не могу предать. Я не говорю про патриотизм. Я говорю про людей, которые непосредственно со мной работают.

- Когда вы только начинали создавать театр - для вас это было лишь увлечением, или же серьезной работой "на всю оставшуюся жизнь"?
- Театр этот мне дался очень непросто. Меня поначалу гнали отовсюду. Первый год после ухода из любительского спорта был годом тяжелейшего труда и пробивания стен головой. Конечно же, театр был целью всей моей жизни. Ведь кататься на коньках - это единственное, что я по-настоящему умею делать, и что я хочу делать!" Вы знаете, Высоцкий когда-то сказал: "Мы соединяем в своей профессии и хобби, и работу". Это действительно так.

- В вашем театре выступают фигуристы разных поколений. Насколько легко вам удается находить общий язык с молодежью?
- Больших проблем нет. Но иногда доходит до смешного. Пару дней назад был эпизод. Стоит передо мной артист, который вместо меня катает Волшебника в американском туре. Я прошу его: Максим - ты, когда выходишь, должен завоевать внимание зрителей. Первый твой жест - будто обнимаешь необъятное. Все должно быть у тебя в руках - будто ты небесный купол поднимешь над собой. Понял? Понял. Через пару минут подходит: "Игорь Анатольевич, а что такое НЕБЕСНЫЙ КУМПОЛ?" Я понимаю, что ему всего 18 лет, и с ним нужно разговаривать на другом, более понятном языке…

- Сейчас на вас, как на хореографа, наверняка, сумасшедший спрос - ведь вы поставили совершенно потрясающий произвольный номер питерским фигуристам Елене Бережной и Антону Сихарулидзе - "Огни большого города" на музыку Чарли Чаплина…
- Знаете, я готовился к этой постановке так, как, наверное, к спектаклю не готовлюсь. Все-таки - чемпионы мира… Но когда я начал с ними работать, то понял, какая огромная пропасть лежит между тем номером, который ты хочешь поставить как хореограф, и сегодняшним спортсменом, пытающимся создать какой-то образ… Насколько им это сложно, насколько они зашорены этими правилами! Перебежка направо - перебежка налево. Более одной перебежки - расстрел. То, что они умеют делать, они делают, и делают замечательно. Но чтобы Антону войти в образ Чаплина, а Лене - Цветочницы, - да еще исполняя сложнейшие элементы! Вы можете представить ужас в глазах у Сихарулидзе, когда я ему показывал - что нужно будет сделать, что нужно чувствовать, как относиться к партнерше?! И я безумно горд, что я все-таки "сломал" этого грузина, и он поверил мне...
Потом, через месяц, я увидел, что осталось от программы. Обычно ведь как бывает: постановщик делает номер, а через некоторое время спортивные элементы "забирают" все. То - выбрасывается, это - выбрасывается, потому что идет в ущерб спортивности. Лена с Антоном практически ничего не выбросили, - они оставили программу почти в том же самом виде, как я им ее поставил. Это для меня очень важно, ведь Антон очень радеет за спортивность программы, за исполнение технических элементов. И он стал моим сторонником: "Это нельзя выбрасывать! Это нужно оставить!"
Иными словами, я очень удовлетворен работой с ребятами. И потом, они очень талантливые и очень отзывчивые люди. Их нужно было только, что называется, "зацепить" за живое, чтобы они смогли раскрыться. Вот и все.

- А в дальнейшем вы намерены продолжать с ними сотрудничество?
- Тамара Николаевна очень этого хочет. Но во что все это выльется - пока не знаю. Ребята хотели, чтобы я им уже в этом сезоне помог сделать показательный номер (это они уже решили после того, как я им поставил "Огни большого города" - значит, им понравилось со мной работать!). Но у меня нет времени - в связи с работой в театре. И у них сейчас сезон в разгаре. Поэтому, думаю, мы с ними снова увидимся ближе к весне.

- Вопрос к вам, как к одиночнику. Как, по-вашему, что из себя сейчас представляет одиночное катание, и насколько вам нравятся нынешние звезды - Ягудин и Плющенко?
- Знаете, я сейчас слежу за соревнованиями только по телевизору, а потому моя оценка будет не очень объективной. Я же не знаю, как они работают на тренировках, я не могу наблюдать за их творческим процессом. А то, что они абсолютно заслуженно находятся на "вершине спортивной элиты", - даже вопросов не возникает. У меня вызывает определенный профессиональный интерес то, что делают эти два фигуриста.

- У вас нет желания самим взять учеников?
- Нет, не дай Бог!

- Почему?
- У меня в театре - точно такие же ученики. И я с ними точно так же выступаю по всему миру. И, в конечном счете, получается, что я являюсь тренером этих ребят. В принципе, - то же самое, только без околоспортивной нервотрепки.

- Владимир Котин буквально до прошлого года еще катался в профессиональных чемпионатах. Вы этого не делаете?
- Вы знаете, мой поезд давно ушел: когда я мог выступать в чемпионатах - советским спортсменам запрещали выезжать за рубеж. А когда разрешили - было уже поздно.

- Вы когда-нибудь пытались задать себе вопрос: вы сделали в спорте все что могли, все что хотели? Или все-таки что-то царапает душу? Иными словами - титул чемпиона Европы и бронзовая медаль чемпионата мира - это много или мало?
- Для меня лично, наверное, это было "много". После того, как я стал чемпионом Европы и призером чемпионата мира, руководитель нашей федерации фигурного катания Анна Ильинична Синилкина позвонила в Москву, в Спорткомитет и потребовала, чтобы мне присвоили звание заслуженного мастера спорта. Ей сказали: "как же так? нужно быть олимпийским чемпионом или чемпионом мира, по крайней мере…". А она и отвечает: "Для Бобрина "золото" на "Европе" и "бронза" чемпионата мира - все равно что титул олимпийского чемпиона!" Так что - возник прецедент, когда звание "змс" было присвоено не чемпиону мира и не олимпийскому чемпиону. Эти медали - самое большое, что я мог бы выиграть тогда. Но, честно говоря, я никогда раньше не думал на эту тему. И не считал свои выигрыши и поражения...

Hosted by uCoz