Евгений Плющенко:
"Нас с Ягудиным все равно в покое не оставят"

Победа 18-летнего петербуржца Евгения Плющенко на недавнем чемпионате Европы в Братиславе - без сомнения, явление знаковое. Во-первых, Евгений доказал, что может обыгрывать своего извечного соперника, трехкратного чемпиона мира Алексея Ягудина - даже тогда, когда тот практически не допускает ошибок, - и что теперь Алексею вплоть до Олимпиады в Солт-Лейк-Сити не будет спокойной жизни. А во-вторых, катание Евгения Плющенко стало по-настоящему мужским: мощным, размашистым и удивительно красивым. От юношеской угловатости не осталось и следа. И, что самое главное, Евгений, наконец, почувствовал свою силу, стал уверенней в себе. А это - именно то, чего ему прежде так недоставало.
- Насколько иначе ты стал себя воспринимать после победы на чемпионате Европы в Братиславе? И есть ли, в этом контексте, разница, кем быть - чемпионом континента или двукратным чемпионом?
- Разница, конечно, есть, но очень небольшая. По крайней мере, я к себе сейчас отношусь так же, как и прежде. И требую от себя того же: "Работай!". На одних титулах далеко не уедешь. Чтобы побеждать, нужно трудиться.
- Держал ли ты в голове прошлогоднюю неудачу на чемпионате мира?
- Надо сказать, что у меня этот неприятный эпизод как-то довольно быстро вылетел из головы. Да и мама мне говорила: "Не переживай, это было в прошлом". Хотя, конечно, иной раз вспоминаешь, что была неудача, и неудача серьезная - на главном старте, на чемпионате мира. Весь сезон занимал первые места, равных просто не было - все это говорили. Но… немножечко "перегорел", я бы даже сказал: перестарался.
- На чемпионате мира 1998 года с тобой произошла похожая история, когда золотая медаль была практически в кармане, но в произвольной программе ты дважды неудачно прыгал четверной, и в итоге довольствовался "бронзой".
- Да… Это был мой первый чемпионат мира, и - такой шанс! Причем, если ты помнишь, я туда приехал в качестве запасного, и специально к этим соревнованиям не готовился. Меня Алексей Николаевич взял, что называется "на всякий случай"… Тогда, в 1998-м, было почти то же самое, что и в прошлом году в Ницце. Четверной на тренировках идеально выполнял. Казалось бы, чего проще: прыгни - и медаль твоя. Но… Впрочем, думаю, что больше таких кошмарных срывов у меня не будет, и я обязательно выиграю чемпионат мира.
- Кстати, тебе не надоело на протяжении многих-многих лет соревноваться фактически с одним и тем же человеком?
- Ну, во-первых, на чемпионате мира кроме нас есть еще Элдридж, Стойко, Гейбл (который сейчас просто в идеальной форме - прыгает три четверных). Что же касается чемпионатов России и Европы, - да, сейчас мы соревнуемся в основном только с Алексеем. Причем, этому соперничеству идет уже седьмой год. Но сказать, что мне это надоело, я не могу. Ведь прежде всего, я соревнуюсь с Евгением Плющенко. Для меня главное - победить себя, доказать себе самому, что сильнее нет никого.
- В одном из последних интервью Ягудин высказался в том смысле, что если бы кто-то из вас куда-то исчез, провалился, другому стало бы намного легче жить. Ты согласен с этим утверждением?
- Я как-то и не думал на эту тему. Что значит, "легче - тяжелее"? Это - жизнь, спортивная жизнь. Не бывает слабых соперников. И не будет никогда. Если даже сейчас, после Олимпиады-2002, кто-то уйдет, на смену придут новые спортсмены, десятки талантливых ребят. Фигурное катание идет вперед. Скоро и китайцы будут стабильно делать четверные, и американцы. Так что нас с Алексеем все равно в покое не оставят. Причем, скоро, судя по всему, фигурное катание сделает еще один качественный скачок…
- До каких пределов фигурное катание в состоянии вырасти? Сейчас ты делаешь каскад "4+3+2". На подходе - "4+4". Что дальше?
- Уже совсем скоро, после Олимпиады, в следующее четырехлетие, лидеры научатся делать в программе все четверные прыжки.
- Я еще помню те времена, когда тройной аксель считался элементом "ультра-си"…
- Да, я тоже это помню. Тогда все лучшие фигуристы мира - Бойтано, Браунинг, Урманов, Петренко делали аксель в 3,5 оборота и все тройные прыжки. Я помню, даже если фигурист после акселя приземлялся на обе ноги, все равно это считалось сенсацией. Сделал! А если кто-то прыгал каскад "3+3" - а тогда это могли выполнить считанные единицы - всё! Золотая медаль на чемпионате мира или на Олимпиаде обеспечена! А ведь это было только лет десять назад…
- Вернемся к чемпионату в Братиславе. По общему мнению, ты не допустил ни единой ошибки - ни в короткой, ни в произвольной программе. Однако спортсмен всегда более требовательно относится к себе, нежели окружающие. Вопрос: насколько ты остался доволен своим выступлением?
- Что касается техники - процентов на 90. Потому что была не сделана очень важная для меня вещь - второй каскад - "4+3". Получился только обычный четверной. Кроме того, в концовке программы тройной риттбергер был "немножечко без выезда". То есть, прыжок я сделал чисто, но выезд мог быть и получше.
А еще: каталось чуть тяжеловато, на последней минуте произвольной программы начала сказываться усталость, поэтому шаги получились немножко "грязноватыми". Этого никто не заметил, естественно, потому что никто не знает, как должна выглядеть моя программа в идеале. Но мои тренер и хореограф все помарки увидели.
- Для тебя явилось сюрпризом то, что тебе поставили "6,0" за технику, при том, что следом должны были выступать еще четверо?
- Безусловно. Я не понимал, - как же так?!.. Сначала я увидел оценки и обрадовался, а потом подумал: я же катаюсь первым в разминке, за мной - еще столько народу. И все тоже претендуют на первое место. Какие оценки тогда им ставить будут? То есть, без преувеличения, выставленные мне "шестерки" повергли меня в шок.
- По-моему, это было шоком и для всех остальных. Хоть Тарасова и уверяла потом всех журналистов, что Ягудин не знал о том, как ты откатался, было ощущение, что он постоянно держал это в голове, нервничал, и именно этим была вызвана его ошибка в тройном акселе…
- Я все же думаю, что Алексей не смотрел мое выступление и не видел моих оценок, потому что, когда я уходил со льда, ребята у меня поинтересовались: "Ягудина не видел?" К тому же он выступал не следом за мной, а через два человека.
- Кстати, а ты сам смотришь его выступления, если тебе предстоит выходить на лед следом?
- По-разному бывает. Если раздевалка - рядом с катком, то иногда выхожу посмотреть.
- Не боишься перегореть?
- Нет. Что здесь такого?..
- Многие заметили, что на чемпионате Европы ты превзошел Ягудина не только в сложности программ, но и в артистизме. Меду тем, раньше считалось, что Алексей в плане представления программы - на полшага впереди. За счет чего тебе удалось обойти своего оппонента?
- Мы с хореографом Давидом Авдышем стали больше работать в зале, придумывать какие-то новые движения, выработали новый стиль катания, который, на мой взгляд, идеально мне соответствует. И эта работа дала плоды.
- Твоя новая произвольная программа довела зрителей до экстаза. Была совершенно сумасшедшая реакция, в особенности, на танго. Тебе нравится ставить публику "на уши"?
- Конечно! Во-первых, это моя главная задача - чтобы зрителю понравилось мое выступление, и чтобы они не "теряли меня из виду", когда я катаюсь. Потому что я не раз замечал: ребята катаются, а зрители жуют поп-корн, еще бог знает чем занимаются… И я стремлюсь "держать зал", чтобы болельщики меня "не отпускали" и их внимание ко мне не ослабевало…

 
Hosted by uCoz