Елена Соколова:
"Противная девчонка", мечтающая об олимпийском "золоте"

Первой чемпионкой мира по фигурному катанию в таком экзотическом (пока) виде, как прыжки, стала в марте 2001 года петербургская фигуристка Елена Соколова. Однако, в целом минувший сезон сложился для нее не слишком удачно. С одной стороны - довольно удачные выступления на этапах "Гран-при" и победа на "Top Jump International", а с другой - лишь четвертое место на чемпионате России (как следствие, на первенства Европы и мира Лена не попала). Причем, на этом злополучном (и на редкость скандальном) чемпионате России арбитры отдали "бронзу", которую заслужила Соколова, отвратительно выступившей экс-чемпионке мира Марии Бутырской - подопечной Елены Чайковской. Между тем, именно Чайковская приглашала Соколову в свою бригаду, после того как стало известно о намерении этой фигуристки уйти от Виктора Кудрявцева. Но Лена предпочла переехать в Петербург к заслуженному тренеру России Алексею Мишину.

- Не жалеешь, что выбрала Мишина, а не Чайковскую?
- Да что ты! Я же всю жизнь мечтала тренироваться именно у Алексея Николаевича! Да, у меня были другие варианты: и Чайковская к себе приглашала, и Татьяна Анатольевна Тарасова. У меня в любом случае был "запасной аэродром". Но я шла конкретно к Мишину. Я подошла к нему и сказала: "Алексей Николаевич, возьмите меня в свою группу!" Он ответил: "Ну, подумаю. Сейчас не буду решать". Подумал…
Конечно, попасть к Мишину - это очень большая проблема, но… Я порой сама себе задаю вопрос - почему он решил меня к себе взять? Ведь у меня не мужской характер. Я самая что ни на есть "противная девчонка". Может быть, я "заразила" его своим упорством? И, хотелось бы думать, Мишин понял, что мой потенциал еще не исчерпан, и что со мной можно и нужно "работать, работать и работать". Возможно, его это заинтересовало. Может быть, ему самому интересно вывести меня в чемпионки: "Вот, смотрите! Вы не смогли с ней ничего сделать, а я могу!"
- А что привело тебя к решению уйти от своего прежнего тренера - Виктора Кудрявцева?
- Все началось примерно год назад. Так получилось, что к чемпионату России-99 я подошла в отличной форме, но выступила неудачно и в сборную не попала. Да, я сама виновата в том, что провалила чемпионат. Переволновалась очень. Нельзя, наверное, так… А с тренером у меня были замечательные отношения… Но дело в том, что у Кудрявцева в тот момент выступали ДВЕ спортсменки: Виктория Волчкова, которая каталась у него чуть ли не с детства, и я - пришедшая всего год назад (раньше я тренировалась у его жены - Марины Григорьевны). Естественно, он любил Вику больше. Хотя бы за то, что она - его воспитанница… И для каждой из нас было немаловажным не только хорошее катание, но и то, кого из нас выберет тренер. Особенно актуальным это оказалось на чемпионате России. Мы обе - я и Вика - откатались не блестяще. Но была выбрана Вика.
На самом деле, я абсолютно не обижаюсь на Виктора Николаевича. У нас остались… ну не теплые (все же расстались мы не по-джентльменски), но довольно-таки славные отношения.
Мы поняли друг друга.
- То есть, сильного противодействия с его стороны не было?
- Конечно же, он хотел - очень хотел! - чтобы я осталась. (Тем более, что у них с Викой, похоже, что-то не заладилось - возникли проблемы. Я видела, как они ругались…) Куда меня только не таскали - и в федерацию фигурного катания России и в московскую федерацию. Пытались отговорить. Сколько мне пришлось заявлений написать! Ужас. Но я очень хотела кататься в Питере.
- Чем же тебя так привлек наш город?
- Во-первых - люди здесь другие. Здесь нет такой зависти, нет коварства и заговоров, которыми изобилует спортивная жизнь в столице. Я словно попала в сказку. Я просто тренируюсь, и этот тренировочный процесс ничем не нарушается. Но главное - есть тренер, который помогает во всем - от А до Я.
- Не возникало желания "завязать" после неудачи на чемпионате России? Дескать, "жизнь не удалась"…
- У меня НИКОГДА не бывает такого желания. Чем мне хуже, тем лучше я начинаю кататься. Я знаю, что катаюсь сильнее остальных. Да, где-то у меня это получается, а где-то - допускаю ошибки. Но я все равно докажу и себе, и всем вокруг, что я - лучшая. Все равно стану олимпийской чемпионкой - это моя главная мечта.
- Но, по крайней мере, одна вершина в нынешнем сезоне тебе покорилась. Ты вошла в историю, выиграв в Лионе "Top Jump International" - первый чемпионат мира по прыжкам. Трудно было?
- Как ни странно, - не слишком. Я была единственной, кто выполнил каскад "3+3", - элемент с самым высоким коэффициентом сложности. Было бы интересно посоревноваться в прыжках с Ирой Слуцкой, но она в этом турнире участия не принимала.
- Как тебе катается в одной бригаде с Женей Плющенко?
- У нас с ним - отличные отношения. Когда я ехала в Питер, немножко боялась - вдруг у нас с ним что-нибудь не сложится. Но он оказался замечательным человеком. С ним очень легко. Я очень со многими фигуристами каталась рядом - с Куликом, с Бутырской, с Солдатовой. С девочками и у нас были сложные отношения. С Илюшей - чуть попроще. Но таких дружеских отношений, как с Женей…
- Вы, часом, соревнований с ним на льду не устраиваете? Помнится, пару лет назад я наблюдал чудную картину: Женя делает "дорожку", а потом Оля Ефимова и Андрей Грязев (также подопечные Алексея Мишина. - А.Д.) пытаются ее повторить. И все это - с подколками, с подначками…
- Мы на прыжки играем…
- Это как?
- Он прыгает, я прыгаю. Кто выезжает, тот и выиграл. Он выполняет, скажем, четверной, а я - каскад "риттбергер-риттбергер" - 3+3. Кто проигрывает - кормит ужином…
- И часто приходится разоряться?
- Нет. Ни разу (смеется). Даже если я проигрываю…
- Одна очень известная в прошлом фигуристка, взяв у Мишина несколько уроков, посетовала на то, что с Алексеем Николаевичем очень тяжело работать. И шутки у него, дескать, дурацкие… В общем, разобиделась барышня…
- Видимо, я достаточно легко воспринимаю эти шутки, и дурацкими они мне не кажутся. Я еще и отшучиваюсь в ответ, чего, видимо, у него раньше никогда не было. Короче говоря, мы очень весело живем, и мне с ним очень приятно работать. Мне нравится, что у нас тренировки никогда не бывают однообразными, нет такого: "делай-делай-делай!" Алексей Николаевич все время допускает какие-то отступления. То пошутит, то приголубит, когда я начинаю расстраиваться: "Ну все-все, ты же хорошо катаешься! Все будет в порядке…". То есть, идет постоянное общение на льду. Это очень важно. Возможно, это не всем спортсменам нужно, но конкретно мне это нравится. И работа продуктивнее идет. Очень здорово, что Алексей Николаевич относится к нам не только как к спортсменам. Да, Мишин частенько бывает мной недоволен, но при этом всегда знает, когда нужно похвалить. Он каждого человека чувствует, к каждому находит свой подход.
- История знает массу примеров, когда одиночники "находили себя" в парном катании… Тебе никогда не хотелось попробовать?
- Не-а. Хотя меня приглашали кататься…
- С кем?
- Секрет!
- А почему отказалась?
- Мне просто кажется, что в одиночном катании ты отвечаешь сам за себя. А в парном - постоянные смены партнеров - подошел, не подошел. Скатались или нет. Ты прыгнул - он нет. Или наоборот. Мне кажется, я бы так не смогла…
- У тебя хоть время-то свободное на что-нибудь остается? Женя как-то говорил мне, что после тренировок еле до койки добирается…
- У меня сил хватает на все… Я в Москве между тренировками еще и в институт ходила учиться (я учусь в Московской Академии Физической Культуры)… Что касается занятий в свободное время, то у меня все зависит от настроения. Люблю смотреть телевизор, читать книжки. И еще… я безумно люблю разговаривать по телефону. Это мой рок. Мама мне все время говорит: "Что ты мне жизнь портишь телефонными звонками?" Я отвечаю: "Все, больше не буду…" Но, как только кладу трубку, раздается очередной телефонный звонок…
А еще я обожаю ездить на машине. Сижу себе, рулю… Я вообще, готова часами этим делом заниматься. Проблема только одна: у меня до сих пор нет прав, хоть я и умею водить. Причина в том, что я должна получать права "по месту жительства", то есть, в Москве. А когда мне сдавать экзамены, если у нас постоянные тренировки да соревнования? Так и езжу "по-партизански". Но вожу я хорошо, аккуратно. Меня учил мой папа, а он - очень строгий человек во всем, что касается моей жизни…
- С гаишниками часто приходится иметь дело?
- Нет. Поскольку я езжу аккуратно, останавливают редко. А на такой случай у меня припасена фотография, где я "при параде" - в платье и коньках. Я им говорю: "Вы что, меня не знаете????", - дарю фотографию, и они меня отпускают.
- Помнится, одним из твоих хобби раньше значилась кулинария.
- Да, я очень люблю готовить. Но только - для самых близких людей. Я очень ленива, чтобы готовить для себя. Иногда могу и не сподвигнуться на такое…
- Тогда переходишь на сухомятку?
- Ну да! Как же! У меня мамочка замечательная есть! Она ко мне на выходные приезжает - готовит и уезжает обратно. А папа почти все время в Москве - он не может здесь надолго оставаться. Вот мама и разрывается между двумя столицами. Она говорит, что у нее - два ребенка. Папа и я.
- Я слышал, ты любишь детские книжки…
- Да! Знаешь, что у меня самое любимое? Кир Булычев "Приключения Алисы". А еще - "Маленькая баба-яга" Пройслера.
- В оригинале?
- Я только Шекспира в оригинале читаю (смеется). А если серьезно, я очень люблю Карнеги…
- Но это же довольно специфическая литература!
- (ехидно) Извините, пожалуйста… Я тоже довольно-таки специфический человек…
А еще я безумно люблю историю. Перечитала кучу исторических книг. И вообще, я же в свое время поступила на юрфак. И, дурочка, не стала там учиться…
- А почему?
- Сама не знаю. Видимо, потому, что мне тогда пришлось бы выбирать - либо юриспруденция, либо фигурное катание. Наверное, посчитала, что меня не хватит и на спорт, и на серьезную учебу. Я же не умею вполсилы…

Hosted by uCoz