Александр
Степин. Человек в тени.
Мы видим
лица этих людей во время соревнований по фигурному катанию лишь какие-то
десятки секунд - в то время, когда их подопечные сидят в уголке "Kiss&Cry"
и ждут своих оценок. Они известны куда меньше, чем спортсмены и тренеры,
но вклад этих людей в конечный успех выступления фигуристов - неоценим.
Именно они зачастую решают, ЧТО будут катать спортсмены, и именно они
берут на себя ответственность за возможную творческую неудачу. Имя им
- ХОРЕОГРАФЫ. Одним из самых ярких представителей "танцевального
цеха" является Александр СТЕПИН - хореограф чемпионов мира и Европы
по фигурному катанию Марии Петровой и Алексея Тихонова.
- Насколько
вам удобно работать с Петровой и Тихоновым? Насколько они восприимчивы
к идеям, и насколько они сами вносят в программу что-то свое?
- Маша пока,
в основном, - наблюдатель. А Леша… У него за спиной - профессиональное
шоу, - три года он танцевал у Тарасовой. Это все сказывается: буквально,
малейшую идею ему подкидываешь, и он сразу же разрабатывает. Или же покажешь,
как поставить руки, корпус, голову, - все выполняет безукоризненно. Просто,
как фотографирует… В этом смысле с ним очень легко работать…
С Машей чуть
сложнее. Зато у нее прыжки отлично поставлены, зато у нее до сих пор осталась
детская непосредственность, легкость. И характер у нее золотой. Если вдруг
кто-то невзначай ее обидит, - тренер или партнер скажет резкое слово,
- она все это впитает, как губка. Наружу ничего не выйдет. "Отдачи"
злой нет. Сдачи она не то, чтобы не умеет дать, а просто не хочет. Такой
вот спокойный, надежный человек. На нее приятно смотреть. Отдушина - одним
словом…
- Чьи выступления
вам интереснее всего смотреть (кроме Маши с Лешей, конечно) - как хореографу?
- В первую
очередь, канадцев - Джейми Сале и Давида Пеллетье. И еще… В прошлом году
короткую программу великолепно танцевали Тотьмянина и Маринин.
- Одними
из лидеров в парном катании сейчас являются китайцы - Ксю Чен - Хонбо
Чжао. Каковы, на ваш взгляд, их козыри?
- Мощное катание,
скорость, сумасшедшие поддержки, выбросы, подкрутки. Да и хореографы у
них - мирового класса, из высшей элиты.
- Но ведь
еще пару лет назад они в хореографическом плане ничего из себя не представляли…
- Дело в том,
что восточные расы - японцы и китайцы - по сути, "взялись не за свое
дело". Фигурное катание - это же не восточные единоборства! Менталитет
другой требуется, другая культура… Здесь же и мимика большое значение
имеет, и много других мельчайших нюансов… Впрочем, Чен и Чжао демонстрируют
в большей степени европейское катание. Сказывается, безусловно, работа
российских специалистов, в частности - знаменитого тренера Игоря Ксенофонтова.
Но, главное, наверное, в том, что ребята очень талантливые, восприимчивые,
и, что самое важное для фигурного катания, - техничные, эмоциональные
и пластичные. То есть, - своего рода синтез китайского трудолюбия и российской
школы фигурного катания. Это как раз тот случай, когда техника переходит
в разряд эмоционального воздействия… С ними будет бороться очень тяжело.
Мне кажется, в прошлом году им просто не повезло.
- Весь прошлый сезон все только и говорили, что о новой произвольной
программе Бережной и Сихарулидзе "Огни большого города" на музыку
Чарли Чаплина. А что вы скажете о работе Игоря Бобрина, который поставил
им эту программу?
- Это очень
интересный мини-спектакль. Но дело в том, что Бобрин ставил только "каркас",
а дорабатывал танец уже другой хореограф - Валерий Печерский. Тамара Николаевна
Москвина его вызывала в Америку, и он вместе с ними работал. Насчет Валеры
могу сказать, что он сам, в недавнем прошлом, очень сильный танцовщик-гротеск.
В Малом театре работал. И своим ученикам умеет все это преподать. Так
что, неудивительно, что он сейчас востребован - и в Англии, и в Финляндии…
В Америку его приглашают звезды, элита…
Надо сказать,
что теперь стало модно ставить "парникам" программы с каким-либо
сюжетом. Подобную практику не так давно ввели канадцы. Впрочем, новшество
прижилось только в произвольной программе. Дело в том, что в короткой
невозможно ничего показать-рассказать, - только-только времени хватает
сделать основные элементы. А в произвольной - сначала выполняются основные
прыжки, а потом начинается "лирика". Особенно - во второй части,
где обычно запланирован "отдых". Вот здесь уже начинается пантомима,
пластика, драматические-лирические отступления…
Должен сказать,
- Леночка чудо как хороша. Я тоже когда-то с ней работал - сразу после
ее злосчастной травмы, - Тамара Николаевна пригласила. Пару месяцев мы
с Бережной работали над пластикой, над внутренним состоянием, над глазами,
мимикой. Леночка - очень восприимчивая, хрупкая, хрустальная. Просто звенит
вся. В этом - ее козыри и как фигуристки…
Сейчас модно
говорить - есть энергетика у человека или нет, и какая именно - хорошая
или плохая. Даже стали измерять ее - чуть ли не в децибелах. Вот у Лены
и Антона эта энергетика есть - они не "вампиры", а "доноры",
они отдают себя зрителям. А есть такие танцовщики - и в балете, и в фигурном
катании, - которые "вампирят". Не буду показывать пальцем…
- У вас
в группе помимо Марии и Алексея сейчас катаются Юлия Обертас и Алексей
Соколов - дебютанты сборной. Что вы можете про них сказать?
По поводу
пары Обертас - Соколов сказано уже достаточно много. Практически все специалисты
высоко оценивают потенциал этой пары. Девочка очень талантливая, все схватывает
на лету. Партнер уже достаточно опытный. Так что в ближайшие годы от них
многим достанется…
- Часто
вас, как хореографа, удивляют оценки, выставляемые фигуристам за артистичность?
- Бывает.
Особенно это касается зарубежных арбитров. Среди них - очень немного настоящих
профессионалов. Остальные - из "околофигурной" тусовки, и, как
следствие, они мало понимают в том, что им показывают спортсмены. Такие
судьи не понимают ни психологии спортсмена, ни (прошу прощения за банальность)
его души… Они считают так: арбитр должен судить только элементы, а не
душевный порыв.
Случается,
когда выступление и оценки за него вообще никак не связаны, но это уже,
что называется - "междусобойчики". Фигурное катание вообще богато
на такие "политические" вещи.
Впрочем, против
судейской предвзятости есть довольно надежное средство: кататься без ошибок.
Не надо давать повода, чтобы тебя задвинули.
- "Шкурный
вопрос": как вам угораздило ввязаться в столь субъективный вид, как
фигурное катание?
- Дело было
в 1990-м, - я тогда только-только закончил танцевать, и уже имел два года
преподавательского стажа: работал в Академии русского балета имени Вагановой,
вел актерское мастерство. Саша Матвеев, очень известный хореограф попросил
своего приятеля из Мариинского театра, Николая Остальцова поискать человека,
готового поработать с Натальей Мишкутенок и Артуром Дмитриевым. А мы с
Колей тогда были хорошо знакомы, ставили вместе балет в Мариинке (правда,
из этой затеи так ничего потом и не вышло), и он порекомендовал меня.
Примечательно,
что поначалу я работал с Леночкой Бечке и Денисом Петровым - они к тому
моменту уже ушли в профессионалы. Несколько программ мы с ними отработали,
и только затем уже началась работа с Наташей и Артуром. Правда, с Мишкутенок
мы общего языка так и не нашли. Я хотел от нее большей женственности,
а она походила больше на "соратника по партии". Может быть,
я ненароком дал ей это понять, и она на меня обиделась. Ну, думаю, нет
- так нет. Мы две недели проработали, и закончилась "эпопея".
Таким образом, я у Москвиной оказался не востребован. И тогда меня пригласила
к себе Людмила Георгиевна Великова - в помощники к "штатному"
хореографу, Наталье Печерской (предварительно поинтересовавшись, нет ли
у меня обязательств перед Москвиной). Так я начал работать с замечательными
ребятами Женей Шишковой и Вадиком Наумовым. А потом Наталья уехала в Англию,
и мне предложили место хореографа. И вот уже пять с лишним лет я работаю
в бригаде Людмилы и Николая Великовых. Я, во всяком случае, очень доволен
этой работой - находим общий язык.
- На ваш
взгляд, кто из ваших коллег сейчас наиболее силен в творческом плане?
- По-моему,
таковым является Сережа Петухов. Мне кажется, он наиболее "продвинут"
сейчас. Это великолепный специалист - он проработал у Моисеева от звонка
до звонка. Причем, еще когда Сережа танцевал, у него уже была практика
в качестве хореографа. У него - и характер, и интеллект, и - просто "искра
божья" присутствует. Он ставил программы одиночникам - Ольге Марковой
и Александру Абту. И Маше с Лешей он последние два года очень помогает,
- произвольная программа "Chess" - его постановка.
- Что самое
сложное в профессии спортивного хореографа?
- Найти общий
язык с "материалом" (говоря профессиональным языком) - со спортсменом.
Есть фигуристы, с которыми достаточно легко: один намек какой-то, движение,
и сразу же пробивается фонтан идей, фантазия работает. Из тебя льется,
как из рога изобилия… А с другими - или ответственность давит, или же
неприятие какое-то присутствует, или, может, неумение сразу же "схватить"
идею. И когда десятки раз объясняешь одно и то же - интересную связку,
интересную позу - нить теряется, фонтан прекращает бить. И приходится
просто заставлять себя работать, чуть ли не физически - выдавливать из
себя идеи, как из тюбика. А это уже не искусство, не хореография, а ремесло…
- Насколько
меняется восприятие мира, самооценка, когда ученики достигают больших
высот? Что это изменило в вас, и в отношении к вам со стороны других после
того, как Маша с Лешей в 2000 году стали чемпионами Европы и мира?
- Во-первых,
я сам себя чувствую очень комфортно, гармонично. Конечно, некий элемент
самоутверждения здесь присутствует. Ведь наша жизнь - как лестница. Одну
ступень проходишь, вторую, чего-то добиваешься. Затем ставишь перед собой
следующую задачу - и так до бесконечности. Когда я заканчивал танцевать,
я был на перепутье… Академия балета - это был первый шаг. Признание коллег
- не только в России, но и за рубежом - это следующий этап. Затем новая
ступень - спортивный хореограф. Потом - признание тренера, с которым я
работал, признание коллег…
Ну а когда Маша с Лешей стали чемпионами мира - было приятно до слез.
Как будто сам победил…
А сейчас еще одну ступень преодолеть надо - сами понимаете, какую. Олимпийское
золото для моих учеников - это вершина из вершин. Хотя с другой стороны
- чуть страшновато об этом думать. Выиграют - а что потом? С вершины только
один путь - вниз…
|
|