Александр Степин. Человек в тени.

Мы видим лица этих людей во время соревнований по фигурному катанию лишь какие-то десятки секунд - в то время, когда их подопечные сидят в уголке "Kiss&Cry" и ждут своих оценок. Они известны куда меньше, чем спортсмены и тренеры, но вклад этих людей в конечный успех выступления фигуристов - неоценим. Именно они зачастую решают, ЧТО будут катать спортсмены, и именно они берут на себя ответственность за возможную творческую неудачу. Имя им - ХОРЕОГРАФЫ. Одним из самых ярких представителей "танцевального цеха" является Александр СТЕПИН - хореограф чемпионов мира и Европы по фигурному катанию Марии Петровой и Алексея Тихонова.

- Насколько вам удобно работать с Петровой и Тихоновым? Насколько они восприимчивы к идеям, и насколько они сами вносят в программу что-то свое?

- Маша пока, в основном, - наблюдатель. А Леша… У него за спиной - профессиональное шоу, - три года он танцевал у Тарасовой. Это все сказывается: буквально, малейшую идею ему подкидываешь, и он сразу же разрабатывает. Или же покажешь, как поставить руки, корпус, голову, - все выполняет безукоризненно. Просто, как фотографирует… В этом смысле с ним очень легко работать…

С Машей чуть сложнее. Зато у нее прыжки отлично поставлены, зато у нее до сих пор осталась детская непосредственность, легкость. И характер у нее золотой. Если вдруг кто-то невзначай ее обидит, - тренер или партнер скажет резкое слово, - она все это впитает, как губка. Наружу ничего не выйдет. "Отдачи" злой нет. Сдачи она не то, чтобы не умеет дать, а просто не хочет. Такой вот спокойный, надежный человек. На нее приятно смотреть. Отдушина - одним словом…

- Чьи выступления вам интереснее всего смотреть (кроме Маши с Лешей, конечно) - как хореографу?

- В первую очередь, канадцев - Джейми Сале и Давида Пеллетье. И еще… В прошлом году короткую программу великолепно танцевали Тотьмянина и Маринин.

- Одними из лидеров в парном катании сейчас являются китайцы - Ксю Чен - Хонбо Чжао. Каковы, на ваш взгляд, их козыри?

- Мощное катание, скорость, сумасшедшие поддержки, выбросы, подкрутки. Да и хореографы у них - мирового класса, из высшей элиты.

- Но ведь еще пару лет назад они в хореографическом плане ничего из себя не представляли…

- Дело в том, что восточные расы - японцы и китайцы - по сути, "взялись не за свое дело". Фигурное катание - это же не восточные единоборства! Менталитет другой требуется, другая культура… Здесь же и мимика большое значение имеет, и много других мельчайших нюансов… Впрочем, Чен и Чжао демонстрируют в большей степени европейское катание. Сказывается, безусловно, работа российских специалистов, в частности - знаменитого тренера Игоря Ксенофонтова. Но, главное, наверное, в том, что ребята очень талантливые, восприимчивые, и, что самое важное для фигурного катания, - техничные, эмоциональные и пластичные. То есть, - своего рода синтез китайского трудолюбия и российской школы фигурного катания. Это как раз тот случай, когда техника переходит в разряд эмоционального воздействия… С ними будет бороться очень тяжело. Мне кажется, в прошлом году им просто не повезло.

- Весь прошлый сезон все только и говорили, что о новой произвольной программе Бережной и Сихарулидзе "Огни большого города" на музыку Чарли Чаплина. А что вы скажете о работе Игоря Бобрина, который поставил им эту программу?

- Это очень интересный мини-спектакль. Но дело в том, что Бобрин ставил только "каркас", а дорабатывал танец уже другой хореограф - Валерий Печерский. Тамара Николаевна Москвина его вызывала в Америку, и он вместе с ними работал. Насчет Валеры могу сказать, что он сам, в недавнем прошлом, очень сильный танцовщик-гротеск. В Малом театре работал. И своим ученикам умеет все это преподать. Так что, неудивительно, что он сейчас востребован - и в Англии, и в Финляндии… В Америку его приглашают звезды, элита…

Надо сказать, что теперь стало модно ставить "парникам" программы с каким-либо сюжетом. Подобную практику не так давно ввели канадцы. Впрочем, новшество прижилось только в произвольной программе. Дело в том, что в короткой невозможно ничего показать-рассказать, - только-только времени хватает сделать основные элементы. А в произвольной - сначала выполняются основные прыжки, а потом начинается "лирика". Особенно - во второй части, где обычно запланирован "отдых". Вот здесь уже начинается пантомима, пластика, драматические-лирические отступления…

Должен сказать, - Леночка чудо как хороша. Я тоже когда-то с ней работал - сразу после ее злосчастной травмы, - Тамара Николаевна пригласила. Пару месяцев мы с Бережной работали над пластикой, над внутренним состоянием, над глазами, мимикой. Леночка - очень восприимчивая, хрупкая, хрустальная. Просто звенит вся. В этом - ее козыри и как фигуристки…

Сейчас модно говорить - есть энергетика у человека или нет, и какая именно - хорошая или плохая. Даже стали измерять ее - чуть ли не в децибелах. Вот у Лены и Антона эта энергетика есть - они не "вампиры", а "доноры", они отдают себя зрителям. А есть такие танцовщики - и в балете, и в фигурном катании, - которые "вампирят". Не буду показывать пальцем…

- У вас в группе помимо Марии и Алексея сейчас катаются Юлия Обертас и Алексей Соколов - дебютанты сборной. Что вы можете про них сказать?

По поводу пары Обертас - Соколов сказано уже достаточно много. Практически все специалисты высоко оценивают потенциал этой пары. Девочка очень талантливая, все схватывает на лету. Партнер уже достаточно опытный. Так что в ближайшие годы от них многим достанется…

- Часто вас, как хореографа, удивляют оценки, выставляемые фигуристам за артистичность?

- Бывает. Особенно это касается зарубежных арбитров. Среди них - очень немного настоящих профессионалов. Остальные - из "околофигурной" тусовки, и, как следствие, они мало понимают в том, что им показывают спортсмены. Такие судьи не понимают ни психологии спортсмена, ни (прошу прощения за банальность) его души… Они считают так: арбитр должен судить только элементы, а не душевный порыв.

Случается, когда выступление и оценки за него вообще никак не связаны, но это уже, что называется - "междусобойчики". Фигурное катание вообще богато на такие "политические" вещи.

Впрочем, против судейской предвзятости есть довольно надежное средство: кататься без ошибок. Не надо давать повода, чтобы тебя задвинули.

- "Шкурный вопрос": как вам угораздило ввязаться в столь субъективный вид, как фигурное катание?

- Дело было в 1990-м, - я тогда только-только закончил танцевать, и уже имел два года преподавательского стажа: работал в Академии русского балета имени Вагановой, вел актерское мастерство. Саша Матвеев, очень известный хореограф попросил своего приятеля из Мариинского театра, Николая Остальцова поискать человека, готового поработать с Натальей Мишкутенок и Артуром Дмитриевым. А мы с Колей тогда были хорошо знакомы, ставили вместе балет в Мариинке (правда, из этой затеи так ничего потом и не вышло), и он порекомендовал меня.

Примечательно, что поначалу я работал с Леночкой Бечке и Денисом Петровым - они к тому моменту уже ушли в профессионалы. Несколько программ мы с ними отработали, и только затем уже началась работа с Наташей и Артуром. Правда, с Мишкутенок мы общего языка так и не нашли. Я хотел от нее большей женственности, а она походила больше на "соратника по партии". Может быть, я ненароком дал ей это понять, и она на меня обиделась. Ну, думаю, нет - так нет. Мы две недели проработали, и закончилась "эпопея". Таким образом, я у Москвиной оказался не востребован. И тогда меня пригласила к себе Людмила Георгиевна Великова - в помощники к "штатному" хореографу, Наталье Печерской (предварительно поинтересовавшись, нет ли у меня обязательств перед Москвиной). Так я начал работать с замечательными ребятами Женей Шишковой и Вадиком Наумовым. А потом Наталья уехала в Англию, и мне предложили место хореографа. И вот уже пять с лишним лет я работаю в бригаде Людмилы и Николая Великовых. Я, во всяком случае, очень доволен этой работой - находим общий язык.

- На ваш взгляд, кто из ваших коллег сейчас наиболее силен в творческом плане?

- По-моему, таковым является Сережа Петухов. Мне кажется, он наиболее "продвинут" сейчас. Это великолепный специалист - он проработал у Моисеева от звонка до звонка. Причем, еще когда Сережа танцевал, у него уже была практика в качестве хореографа. У него - и характер, и интеллект, и - просто "искра божья" присутствует. Он ставил программы одиночникам - Ольге Марковой и Александру Абту. И Маше с Лешей он последние два года очень помогает, - произвольная программа "Chess" - его постановка.

- Что самое сложное в профессии спортивного хореографа?

- Найти общий язык с "материалом" (говоря профессиональным языком) - со спортсменом. Есть фигуристы, с которыми достаточно легко: один намек какой-то, движение, и сразу же пробивается фонтан идей, фантазия работает. Из тебя льется, как из рога изобилия… А с другими - или ответственность давит, или же неприятие какое-то присутствует, или, может, неумение сразу же "схватить" идею. И когда десятки раз объясняешь одно и то же - интересную связку, интересную позу - нить теряется, фонтан прекращает бить. И приходится просто заставлять себя работать, чуть ли не физически - выдавливать из себя идеи, как из тюбика. А это уже не искусство, не хореография, а ремесло…

- Насколько меняется восприятие мира, самооценка, когда ученики достигают больших высот? Что это изменило в вас, и в отношении к вам со стороны других после того, как Маша с Лешей в 2000 году стали чемпионами Европы и мира?

- Во-первых, я сам себя чувствую очень комфортно, гармонично. Конечно, некий элемент самоутверждения здесь присутствует. Ведь наша жизнь - как лестница. Одну ступень проходишь, вторую, чего-то добиваешься. Затем ставишь перед собой следующую задачу - и так до бесконечности. Когда я заканчивал танцевать, я был на перепутье… Академия балета - это был первый шаг. Признание коллег - не только в России, но и за рубежом - это следующий этап. Затем новая ступень - спортивный хореограф. Потом - признание тренера, с которым я работал, признание коллег…
Ну а когда Маша с Лешей стали чемпионами мира - было приятно до слез. Как будто сам победил…
А сейчас еще одну ступень преодолеть надо - сами понимаете, какую. Олимпийское золото для моих учеников - это вершина из вершин. Хотя с другой стороны - чуть страшновато об этом думать. Выиграют - а что потом? С вершины только один путь - вниз…

Hosted by uCoz