Тамара Москвина: "Ни на кого не обижаюсь"

К героям Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, без сомнения, следует причислить российского тренера Тамару Москвину, которая привела своих учеников Елену Бережную и Антона Сихарулидзе к золотым медалям в парном катании. При том, что ее ученики не были фаворитами этих Игр и, по мнению большинства специалистов, могли рассчитывать разве что на "серебро". Москвиной и ее подопечным удалось невозможное: победить "на вражеской территории". Правда, заплатили они за это немалую цену: Северная Америка немедленно ополчилась на Лену и Антона, а заокеанские журналисты спустили на них всех собак...

Москвина в Солт-Лейк-Сити установила, помимо всего прочего, еще и вечный рекорд, который сможет побить, похоже, только она сама: в парном катании никому прежде не удавалось приводить к золотым олимпийским медалям четыре разных дуэта. Напомню, "первыми ласточками" в 1984-м стали Елена Валова и Олег Васильев. Восемь лет спустя победу праздновали Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев. В Нагано-98 на верхнюю ступень пьедестала Дмитриев поднялся с новой партнершей Оксаной Казаковой. И, наконец, в нынешнем году настало время Елены Бережной и Антона Сихарулидзе.

- Какое "послевкусие" осталось у вас после Игр-2002? И какая из четырех золотых медалей, завоеванных вашими учениками, далась вам труднее всего?

- Эта, последняя, была потяжелее... Потому что накануне соревнований Олимпиады у Бережной и Сихарулидзе не было неоспоримого преимущества перед главными соперниками - канадцами. Те были достаточно сильны, к тому же - пользовались сумасшедшей поддержкой родных, североамериканских стен. И еще... Очень многим победы наших пар набили оскомину. А тут такой шанс: покончить, наконец, с "русской гегемонией", да еще сделать это в США. Да, мы знали, что почти все ставят на Сале и Пеллетье. Но что с того? Ведь ты же не знаешь, что тебе судьи поставят. А потому, главное - сделать свое дело. А там уже - сиди и жди.

- Для вас стало сюрпризом то, что поднялось в американо-канадской прессе после того, как судьи отдали предпочтение Лене и Антону?

- Да. Я хорошо знаю, что мнение пишущей братии никогда не бывает единым. Но в Солт-Лейк-Сити-2002, даже учитывая то, что на этих соревнованиях работало очень много американских и канадских журналистов, и все телеканалы были "местными", творилось нечто. "Другого мнения" практически не было. Сале и Пеллетье добились своего, с использованием всех доступных средств и телекоммуникаций. Что называется, "забили количеством"...

Американские журналисты в последние годы сетовали, что к фигурному катанию интерес упал. Дескать, вот раньше было, например, "дело Кэрриган и Хардинг". Публика в восторге была... Вот что бы такого придумать?.. И приходили к выводу, что нашему виду спорта не хватает подобных вещей: кто-то кого-то ударил, кто-то кого-то убил. Ну не так буквально, но... Интрига нужна, одним словом. Или скандал. В Солт-Лейк-Сити такой случай подвернулся. Не надо было ничего придумывать: разница в один судейский голос - чем не повод для скандала? И они его раздули.

Прекрасно. Мы довольны. Очень. Нам бы такая реклама стоила (если у хорошего PR-агентства) порядка 5 тысяч долларов в месяц. А тут бесплатно. Теперь Бережную и Сихарулидзе западный болельщик знает не как "русскую пару", а как Елену и Антона, и может без ошибок назвать их фамилии. К тому же, золотая медаль - она золотая всегда. Ее никто не отнимет. Две там медали было вручено или три - через неделю только вы, журналисты, и вспомните. А обыватель будет помнить: "Бережная и Сихарулидзе - олимпийские чемпионы".

- Известно, что Елена и Антон подписали контракт с профессиональным шоу "Старз он Айс". Они решили отказаться от любительского статуса?

- Ни в коем случае! Фигурист считается профессионалом, если хоть раз примет участие в соревнованиях не под эгидой ИСУ. А в "Туре Тома Коллинза", "Холидей он Айс", "Старз он Айс" спортсменам-любителям можно кататься хоть сто лет, - это не считается "профессионализмом". Между тем, Лена с Антоном на какой-то период, действительно, прерывают выступления в любительском спорте. Они будут участвовать в так называемых турнирах "Pro-Am", санкционированных ИСУ. Если их будут приглашать.

На сегодняшний день терять любительский статус невыгодно: существуют всего два серьезных профессиональных турнира. Это - бывший "Чемпионат мира Дика Баттона" и Открытый Чемпионат США, организованный, так называемым, "Кооперативом фигуристов". Все спортсмены на этом соревновании платят за себя, - за дорогу, размещение, за все остальное. А приз в парном катании - всего 5 тысяч долларов. Вы доедьте до Америки, поживите в гостинице за 125 долларов в день, заплатите за питание, стартовый взнос, и тогда вы поймете, стоит ли Лене с Антоном уходить в профессионалы. Не стоит.

- Так или иначе, но спустя несколько лет они уйдут из спорта. Киоко Ина с Джоном Циммерманом тоже долго не задержатся. И никого из наших у вас на руках не останется. Только Юка Кавагучи с Сашей Маркунцовым, выступающие к тому же за Японию. И все...

- Ну и что? А сколько лет-то мне уже? У меня уже давно пенсионный возраст. А подготовка спортсмена высокого класса требует очень больших нервов. Сколько у вас главный редактор держится на одном месте? А я у бортика стою давным-давно... С 1970 года. В 1977-м моя пара Ирина Воробьева - Александр Власов завоевала "серебро" на чемпионате мира... Огромный срок...

- Современные тренеры по фигурному катанию - народ, по большей части, космополитичный. Сегодня - работа в США, завтра, скажем, - в Италии, послезавтра - еще где-то. Как насчет ностальгии?

- Я ею не страдаю. Как не страдаю и отсутствием патриотизма. Вот кое-кто говорил, дескать, Москвина в Америку перебралась, на свою страну ей наплевать... Но ведь мы же профессионалы. Какое наше главное предназначение было? Подготовить Бережную и Сихарулидзе к Играм-2002. Нам надо было завоевать расположение американской публики. Чтобы их телевидение знало о Лене и Антоне, чтобы ребята хоть немножко знали язык. В большом спорте мелочей не бывает...

Теперь что касается ностальгии... По чему? Какая ностальгия? Когда я нахожусь в Америке, я каждый день звоню сюда домой. Приезжаю в родной Петербург регулярно. Я - не гражданка США, хотя, думаю, могла бы "вписаться" без проблем: мы живем там вместе с мужем. Дочка регулярно приезжает, другие родственники... И, что важно - я там занимаюсь тем же самым делом, что и здесь. Так что, щемящей тоски нет. Впрочем, когда я приехала в Петербург из Солт-Лейк-Сити, то первым делом набросилась на бутерброд из черного хлеба и масла. Забытый вкус детства...

- В Америке нет черного хлеба?

- Есть, но надо далеко ехать, в специальный магазин. А для этого у меня нет времени.

- У вас есть какие-то "фирменные" способы в себя после сильных стрессов, подобных олимпийскому?

- Я живу "по Ленину": смена деятельности. Стресс? Значит, надо заняться чем-то другим: продумать план подготовки на следующий сезон. Или, если есть возможность, выбраться на денек на свой дачный участок: кусты смородины подрезать, скажем...

Что же касается Солт-Лейк-Сити, там все очень интересно сложилось. Я планировала побыть в Америке еще 3-4 дня после окончания соревнований в парном катании, - закончить неотложные дела, а затем отправиться в отпуск: мы с мужем купили путевки. Впервые в жизни я сказала: "Все, Игорь, мы едем с тобой в Доминиканскую республику! На неделю". Никогда раньше мы себе такого не позволяли... Конечно же, пришлось эти путевки сдать. Потому что оставлять ребят одних в ситуации, когда на них набросилась вся журналистская братия, было бы неправильно. А Игорь без меня не поехал. Вот так и закончился наш так называемый "ленивый отдых"...

- Вы всегда подчеркиваете, что являетесь, скорее, не тренером, а менеджером. Не было ли соблазна совсем сменить профессию? Попробовать себя реализовать в чем-то еще?

- Я пыталась. В 90-е годы, когда у нас поменялась система, я занималась предпринимательской деятельностью.

- И как?

- Очень успешно. Да, конечно, для нас тогда понятие "бизнес" было внове. И я задалась вопросом: может ли простой советский тренер изобрести такой продукт, товар, который можно продать Западу? Мне это удалось. Но в один прекрасный день подумала: кем быть лучше - одним из ведущих тренеров мира или одним из миллиона предпринимателей? Первое оказалось интересней.

- Тамара Николаевна, именно вы являетесь "первооткрывателем" элемента, который все сейчас называют "пируэт Бильманн". У вас не было желания его запатентовать?

- Нет. В нашем виде спорта подобное не практиковалось. Когда этот пируэт стал широко известен благодаря швейцарской фигуристке Дениз Бильманн, мне тоже стали говорить: дескать, твой элемент. А я отвечала, что мне, честно говоря, слава в таком виде не то, чтобы не нужна, но... Неважно, кто этот элемент делает. Главное - он существует.

Например, "тодес назад внутрь" изобрели мы с Мишиным - случайно сделав ошибку на "тодесе назад наружу". А так как Игорь Борисович Москвин был нашим общим тренером с Белоусовой и Протопоповым, он сказал нам: ребята, вы все равно не едете на чемпионаты Европы и мира, - Олег, Мила, сделайте! Те сразу сделали этот тодес, и он стал их коронным элементом. Нормально. Ничего страшного. То же и с вращением за ногу.

- И ни разу не было обидно?

- Нет. "Бильманн" и "бильманн". Я давно уже себе сказала: не обижаться ни на кого и ни на что. Это слабость.

Hosted by uCoz