Сапер на меховом поле

Кто еще, кроме Александра Петрова, может похвастать такой необычной дорогой к вершине модного Олимпа? Инженер-электронщик по образованию, он в начале девяностых поступил на меховую фабрику "Рот-фронт" рядовым дизайнером и почти сразу заставил говорить о себе как о талантливом мастере... Чуть позже пришла настоящая слава: на крупнейшей всероссийской выставке "Меха-2000" Александр завоевал Гран-при... Фирменный знак этого модельера - непредсказуемость. Петров умеет быть неожиданным, а это ценнейшее качество для творческого человека.
- Александр, одни называют вас экстремалом, другие - романтиком. Так кто же ближе к истине?
- В общем-то, правы и те, и другие. Меня, если брать в расчет мою приверженность новым технологиям, можно причислить к экстремалам. Ведь у нас в России ко всему новому принято относиться с опаской. Дескать, да здравствует классика! И не нужно никакого выпендрежа! Допустим, приходит клиент и говорит: "Красиво, замечательно, но мне бы что-нибудь попроще". Спору нет, мои изделия иногда выглядят экстравагантно. Например, коллекция мехового нижнего белья. Но ведь работа дизайнера в том и состоит, чтобы неустанно разрушать стереотипы. Для меня норма не консерватизм, а стремление к новизне, постоянный поиск.
Сегодня индустрия моды бурно развивается: появляются новые технологии, стили. Изменяется подход к одежде как к таковой: через год-два она станет принципиально иной. Грядет маленькая технологическая революция. И в России, и на Западе. Дизайнеры к этому готовятся серьезно.
- Следовательно, у вас как у человека с техническим образованием будет преимущество перед коллегами...
- Пожалуй... Думаю, учеба в ЛИАПе оказалась небесполезной для моей нынешней профессии. Мне, представьте себе, очень пригодился сопромат. Ведь мех - тоже материал, правда "живой". Необходимо помнить обо всех нюансах, все просчитывать. К примеру, качество меха зависит от того, в каких условиях зверя выращивали, где он был пойман, чем его кормили.
Кстати, раньше я предпочитал работать с российскими мехами, а сейчас вынужден от этого отказаться. То, что сегодня творится в отечественном звероводстве, не поддается никакому описанию. Ни в одной стране мира пушных зверей так не выращивают! Когда я работал в Союзпушнине, мне твердили: надо продвигать наше. Я соглашался: конечно-конечно. А в результате приходилось постоянно кого-то выгораживать, брать на себя чужие ошибки. Мех-то некачественный, а все шишки - на меня, поскольку я - замыкающее звено. В конце концов подобное положение мне надоело. Теперь я покупаю самый лучший мех - в Италии и Англии.
- Как инженер-электронщик превратился в модельера? Путь из технического вуза в высокую моду нельзя назвать типичным...
- Сколько себя помню, я всегда рисовал. Родители еще в раннем детстве привили мне любовь к прекрасному, сформировали вкус, объяснили, что - красиво, а что - нет. А по поводу технического вуза... Отец настоял. Мама меня готовила к поступлению в Мухинское училище, но папа сказал, что настоящему мужчине там не место. К сожалению, отцы иногда ошибаются... Но рисовать я все равно не бросил.
В институте меня тянуло к дисциплинам, имеющим хоть какое-то отношение к черчению. Начертательная геометрия, инженерная графика, "тут моя могила" (ТММ - теория машин и механизмов. - А. Д.). Словом, нет ничего удивительного в том, что я в конце концов принялся конструировать одежду. Подход к созданию шубы и механической конструкции практически одинаков: трансформация плоскости в объем, а объема - в плоскость. Человек ведь тоже состоит из геометрических фигур: многогранников, цилиндров. Все это нужно только правильно развернуть.
...Поначалу шитье для меня было чем-то вроде хобби: я занимался одеждой из кожи и отправлял ее "на экспорт", в Финляндию. Там мои работы пользовались спросом. Ну а потом я попал на "Рот-Фронт". Предприятие тогда находилось в творческом кризисе, и мне сказали: ну-ка, придумай что-нибудь. Спустя неделю я выдал новую технологию по каракульче. И мне моментально предложили работать дизайнером в центральной лаборатории: мол, давай, твори! На "Рот-фронте" я трудился лет шесть, а в общей сложности у меня уже 11 лет "мехового стажа".
Знаете, это очень непростой бизнес. За каждую шкурку ты несешь ответственность. Работа, как у сапера: ошибаться нельзя. Любой промах оборачивается потерей громадных денег. Шубка из норки стоит от полутора до 10 тыс. долларов. И даже если возникают какие-то технические проблемы, ты обязан найти правильное, единственно верное решение.
- Ну а как вообще у нас обстоит дело с дизайнерами по меху?
- Приятно, что все больше петербургских студентов стремится овладеть нашим ремеслом. Есть и дипломированные дизайнеры, которые хотят работать с мехом. Однако и тем, и другим не хватает знаний: беда в том, что в Петербурге пока нет своей меховой школы. Впрочем, эту проблему мы сейчас решаем: в ближайшее время на базе Института технологии и дизайна откроется элитный курс - платный и малочисленный. Из абитуриентов выберут самых способных и восприимчивых к новым веяниям.
Дизайнер по меху должен уметь многое. Надо видеть материал. А еще при построении моделей важна интуиция. Потому что не бывает шкурок с абсолютно идентичным поверхностным покровом. И самое главное - требуется точнейший расчет: необходимо использовать все шкурки, отходы нужно свести к минимуму. Образно говоря, при создании мехового изделия ты работаешь как компьютер.
- Кого из модельеров вы бы назвали своим учителем? Человеком, наставившим вас на путь истинный?
- Мне очень помогла Таня Котегова. Она и учитель, и друг. Бесконечно признателен и Татьяне Юрьевне Поленовой (мы вместе трудились на "Рот-Фронте"). Это первый серьезный дизайнер, с которым мне довелось работать бок о бок. В Питере, в отличие от Москвы, ее мало кто знает... Много хорошего сделала для меня Ирина Владимировна Крутикова, особенно в последние два года. Однажды она сказала: "Саша, ты почти не участвуешь в конкурсах - это неправильно. Поезжай-ка на "Меха-2000", не отлынивай!" Я послушался и... получил "Золотой скорняжный нож" - самую престижную награду отечественной меховой индустрии. На следующий год история повторилась... Говоря попросту, если бы не настойчивость Ирины Владимировны, я бы, наверное, так и сидел где-нибудь в сторонке.
- Кстати, о вашей первой победе... Тогда вы представили на суд публики коллекцию изделий из норвежской нерпы и тем самым на полшага обогнали мировую моду. Какие сюрпризы ждут ваших поклонников в ближайшее время?
- Изделия из рыбьей кожи. Я сделал целую коллекцию. Посмотрите: вот пальто из семги, сазана, форели, белуги и палтуса... Лет десять назад Ирина Селицкая пыталась продвинуть этот необычный материал на российский обувной рынок. Но ей тогда не повезло: технология выделки еще находилась на низком уровне, рыбья кожа получалась неэластичной и грубой. А сейчас качество выделки стало несравненно лучше, чем мы и поспешили воспользоваться. Благодаря своей волокнисто-сетчатой структуре, "новая" рыбья кожа ведет себя как ткань. Она "дышит", в ней не жарко. Грязь практически не пристает. Ну и потом рыбья кожа по прочности превосходит даже воловью шкуру. К тому же и особого ухода, в отличие от промыслового зверя, не требует. Словом, это материал будущего
- В последние годы вы экспериментировали в основном с кожей и мехом...
- Сейчас я занимаюсь только мехом. Хотя после определенной обработки его легко спутать с дубленкой. Вот они - новые технологии выделки! Как правило, изготовляю двусторонние модели. На мой взгляд, мех должен находиться внутри. Что не всегда совпадает с мнением клиента. Естественно, у него должен быть выбор: вещь можно вывернуть и так, и этак. Представьте: с виду скромное пальто, но в качестве "подкладки" использован горностай. Уверен, что настоящая роскошь не бросается в глаза...
Разумеется, я пытаюсь научить своих клиентов культуре ношения меховых изделий. А то у нас - и в пир, и в мир, и в добрые люди - одна шуба. Думаю, человек имеет право на выбор. Если у тебя не слишком много денег, ты можешь купить вещь "два в одном". Хочешь чего-то новенького? Выверни шубу наизнанку - ведь одна сторона существенно отличается от другой. Людям это нравится. Не зря у меня активнее покупают двусторонние вещи, а не классические. Но все-таки необходимо иметь как минимум три меховые вещи: для будней, для официальных приемов и на выход. Видите ли, мех - сугубо статусная одежда, которая говорит о твоем положении в обществе. Так уж на Руси повелось...
- В марте нынешнего года вы открыли свой модный дом. Это серьезный шаг...
- Я признателен всем, кто помог мне в данном начинании. Подобные проекты требуют существенных вложений - как финансовых, так и эмоциональных. В том, что наш модный дом расправил крылья, - огромная заслуга директора Александра Попова. Благодаря таким людям Россия возродится - рано или поздно.
- Насколько я знаю, работу вашего модного дома высоко оценивают за рубежом...
- Да, на недостаток клиентов мы не жалуемся. Две модели у нас купил Hugo Boss. Некоторые изделия ушли в Америку.
- Этим стоит воспользоваться...
- Что мы и делаем. Расширяемся. Создаем вторую линию двусторонних меховых изделий. Хочется, чтобы и человек со средним достатком мог что-то подобрать. Продукция эта будет носить марку er Petrov. Собираемся выпускать эксклюзивную обувь, в том числе из рыбьей кожи.
А еще нам предлагают открыть бутики в Англии, Австрии, Франции, Италии. Само собой, требуется все тщательно взвесить. Дело-то серьезное, дорогостоящее. Конечно, нам помогут. Но за границу нужно везти принципиально новые вещи, отличающиеся от того, что мы делаем в России. Пока же идет работа на клиента: ко мне приходят покупатели, выбирают, делают заказ.
Совсем скоро мы примемся за коллекцию "Зима 2003/04". Уже весной публика сможет с ней познакомиться. Какой она будет? Пока секрет.
- На недавней церемонии вручения национальной музыкальной премии "Овация" ваши модели произвели фурор...
- Я впервые принимал участие в подобном мероприятии, и, признаюсь честно, даже не мог предположить, какой нас ждет успех! Мы показывали часть "рыбной" коллекции и двусторонние меховые модели. После концерта ко мне подошла Тамара Гвердцители: "Рыба - это что-то потрясающее! Я собираюсь в Петербург на гастроли, дайте ваши координаты".

Hosted by uCoz