Сапер на меховом
поле
Кто еще,
кроме Александра Петрова, может похвастать такой необычной дорогой к вершине
модного Олимпа? Инженер-электронщик по образованию, он в начале девяностых
поступил на меховую фабрику "Рот-фронт" рядовым дизайнером и
почти сразу заставил говорить о себе как о талантливом мастере... Чуть
позже пришла настоящая слава: на крупнейшей всероссийской выставке "Меха-2000"
Александр завоевал Гран-при... Фирменный знак этого модельера - непредсказуемость.
Петров умеет быть неожиданным, а это ценнейшее качество для творческого
человека.
- Александр, одни называют вас экстремалом, другие - романтиком. Так
кто же ближе к истине?
- В общем-то, правы и те, и другие. Меня, если брать в расчет мою приверженность
новым технологиям, можно причислить к экстремалам. Ведь у нас в России
ко всему новому принято относиться с опаской. Дескать, да здравствует
классика! И не нужно никакого выпендрежа! Допустим, приходит клиент и
говорит: "Красиво, замечательно, но мне бы что-нибудь попроще".
Спору нет, мои изделия иногда выглядят экстравагантно. Например, коллекция
мехового нижнего белья. Но ведь работа дизайнера в том и состоит, чтобы
неустанно разрушать стереотипы. Для меня норма не консерватизм, а стремление
к новизне, постоянный поиск.
Сегодня индустрия моды бурно развивается: появляются новые технологии,
стили. Изменяется подход к одежде как к таковой: через год-два она станет
принципиально иной. Грядет маленькая технологическая революция. И в России,
и на Западе. Дизайнеры к этому готовятся серьезно.
- Следовательно, у вас как у человека с техническим образованием будет
преимущество перед коллегами...
- Пожалуй... Думаю, учеба в ЛИАПе оказалась небесполезной для моей нынешней
профессии. Мне, представьте себе, очень пригодился сопромат. Ведь мех
- тоже материал, правда "живой". Необходимо помнить обо всех
нюансах, все просчитывать. К примеру, качество меха зависит от того, в
каких условиях зверя выращивали, где он был пойман, чем его кормили.
Кстати, раньше я предпочитал работать с российскими мехами, а сейчас вынужден
от этого отказаться. То, что сегодня творится в отечественном звероводстве,
не поддается никакому описанию. Ни в одной стране мира пушных зверей так
не выращивают! Когда я работал в Союзпушнине, мне твердили: надо продвигать
наше. Я соглашался: конечно-конечно. А в результате приходилось постоянно
кого-то выгораживать, брать на себя чужие ошибки. Мех-то некачественный,
а все шишки - на меня, поскольку я - замыкающее звено. В конце концов
подобное положение мне надоело. Теперь я покупаю самый лучший мех - в
Италии и Англии.
- Как инженер-электронщик превратился в модельера? Путь из технического
вуза в высокую моду нельзя назвать типичным...
- Сколько себя помню, я всегда рисовал. Родители еще в раннем детстве
привили мне любовь к прекрасному, сформировали вкус, объяснили, что -
красиво, а что - нет. А по поводу технического вуза... Отец настоял. Мама
меня готовила к поступлению в Мухинское училище, но папа сказал, что настоящему
мужчине там не место. К сожалению, отцы иногда ошибаются... Но рисовать
я все равно не бросил.
В институте меня тянуло к дисциплинам, имеющим хоть какое-то отношение
к черчению. Начертательная геометрия, инженерная графика, "тут моя
могила" (ТММ - теория машин и механизмов. - А. Д.). Словом,
нет ничего удивительного в том, что я в конце концов принялся конструировать
одежду. Подход к созданию шубы и механической конструкции практически
одинаков: трансформация плоскости в объем, а объема - в плоскость. Человек
ведь тоже состоит из геометрических фигур: многогранников, цилиндров.
Все это нужно только правильно развернуть.
...Поначалу шитье для меня было чем-то вроде хобби: я занимался одеждой
из кожи и отправлял ее "на экспорт", в Финляндию. Там мои работы
пользовались спросом. Ну а потом я попал на "Рот-Фронт". Предприятие
тогда находилось в творческом кризисе, и мне сказали: ну-ка, придумай
что-нибудь. Спустя неделю я выдал новую технологию по каракульче. И мне
моментально предложили работать дизайнером в центральной лаборатории:
мол, давай, твори! На "Рот-фронте" я трудился лет шесть, а в
общей сложности у меня уже 11 лет "мехового стажа".
Знаете, это очень непростой бизнес. За каждую шкурку ты несешь ответственность.
Работа, как у сапера: ошибаться нельзя. Любой промах оборачивается потерей
громадных денег. Шубка из норки стоит от полутора до 10 тыс. долларов.
И даже если возникают какие-то технические проблемы, ты обязан найти правильное,
единственно верное решение.
- Ну а как вообще у нас обстоит дело с дизайнерами по меху?
- Приятно, что все больше петербургских студентов стремится овладеть нашим
ремеслом. Есть и дипломированные дизайнеры, которые хотят работать с мехом.
Однако и тем, и другим не хватает знаний: беда в том, что в Петербурге
пока нет своей меховой школы. Впрочем, эту проблему мы сейчас решаем:
в ближайшее время на базе Института технологии и дизайна откроется элитный
курс - платный и малочисленный. Из абитуриентов выберут самых способных
и восприимчивых к новым веяниям.
Дизайнер по меху должен уметь многое. Надо видеть материал. А еще при
построении моделей важна интуиция. Потому что не бывает шкурок с абсолютно
идентичным поверхностным покровом. И самое главное - требуется точнейший
расчет: необходимо использовать все шкурки, отходы нужно свести к минимуму.
Образно говоря, при создании мехового изделия ты работаешь как компьютер.
- Кого из модельеров вы бы назвали своим учителем? Человеком, наставившим
вас на путь истинный?
- Мне очень помогла Таня Котегова. Она и учитель, и друг. Бесконечно признателен
и Татьяне Юрьевне Поленовой (мы вместе трудились на "Рот-Фронте").
Это первый серьезный дизайнер, с которым мне довелось работать бок о бок.
В Питере, в отличие от Москвы, ее мало кто знает... Много хорошего сделала
для меня Ирина Владимировна Крутикова, особенно в последние два года.
Однажды она сказала: "Саша, ты почти не участвуешь в конкурсах -
это неправильно. Поезжай-ка на "Меха-2000", не отлынивай!"
Я послушался и... получил "Золотой скорняжный нож" - самую престижную
награду отечественной меховой индустрии. На следующий год история повторилась...
Говоря попросту, если бы не настойчивость Ирины Владимировны, я бы, наверное,
так и сидел где-нибудь в сторонке.
- Кстати, о вашей первой победе... Тогда вы представили на суд публики
коллекцию изделий из норвежской нерпы и тем самым на полшага обогнали
мировую моду. Какие сюрпризы ждут ваших поклонников в ближайшее время?
- Изделия из рыбьей кожи. Я сделал целую коллекцию. Посмотрите: вот пальто
из семги, сазана, форели, белуги и палтуса... Лет десять назад Ирина Селицкая
пыталась продвинуть этот необычный материал на российский обувной рынок.
Но ей тогда не повезло: технология выделки еще находилась на низком уровне,
рыбья кожа получалась неэластичной и грубой. А сейчас качество выделки
стало несравненно лучше, чем мы и поспешили воспользоваться. Благодаря
своей волокнисто-сетчатой структуре, "новая" рыбья кожа ведет
себя как ткань. Она "дышит", в ней не жарко. Грязь практически
не пристает. Ну и потом рыбья кожа по прочности превосходит даже воловью
шкуру. К тому же и особого ухода, в отличие от промыслового зверя, не
требует. Словом, это материал будущего
- В последние годы вы экспериментировали в основном с кожей и мехом...
- Сейчас я занимаюсь только мехом. Хотя после определенной обработки его
легко спутать с дубленкой. Вот они - новые технологии выделки! Как правило,
изготовляю двусторонние модели. На мой взгляд, мех должен находиться внутри.
Что не всегда совпадает с мнением клиента. Естественно, у него должен
быть выбор: вещь можно вывернуть и так, и этак. Представьте: с виду скромное
пальто, но в качестве "подкладки" использован горностай. Уверен,
что настоящая роскошь не бросается в глаза...
Разумеется, я пытаюсь научить своих клиентов культуре ношения меховых
изделий. А то у нас - и в пир, и в мир, и в добрые люди - одна шуба. Думаю,
человек имеет право на выбор. Если у тебя не слишком много денег, ты можешь
купить вещь "два в одном". Хочешь чего-то новенького? Выверни
шубу наизнанку - ведь одна сторона существенно отличается от другой. Людям
это нравится. Не зря у меня активнее покупают двусторонние вещи, а не
классические. Но все-таки необходимо иметь как минимум три меховые вещи:
для будней, для официальных приемов и на выход. Видите ли, мех - сугубо
статусная одежда, которая говорит о твоем положении в обществе. Так уж
на Руси повелось...
- В марте нынешнего года вы открыли свой модный дом. Это серьезный
шаг...
- Я признателен всем, кто помог мне в данном начинании. Подобные проекты
требуют существенных вложений - как финансовых, так и эмоциональных. В
том, что наш модный дом расправил крылья, - огромная заслуга директора
Александра Попова. Благодаря таким людям Россия возродится - рано или
поздно.
- Насколько я знаю, работу вашего модного дома высоко оценивают за
рубежом...
- Да, на недостаток клиентов мы не жалуемся. Две модели у нас купил Hugo
Boss. Некоторые изделия ушли в Америку.
- Этим стоит воспользоваться...
- Что мы и делаем. Расширяемся. Создаем вторую линию двусторонних меховых
изделий. Хочется, чтобы и человек со средним достатком мог что-то подобрать.
Продукция эта будет носить марку er Petrov. Собираемся выпускать эксклюзивную
обувь, в том числе из рыбьей кожи.
А еще нам предлагают открыть бутики в Англии, Австрии, Франции, Италии.
Само собой, требуется все тщательно взвесить. Дело-то серьезное, дорогостоящее.
Конечно, нам помогут. Но за границу нужно везти принципиально новые вещи,
отличающиеся от того, что мы делаем в России. Пока же идет работа на клиента:
ко мне приходят покупатели, выбирают, делают заказ.
Совсем скоро мы примемся за коллекцию "Зима 2003/04". Уже весной
публика сможет с ней познакомиться. Какой она будет? Пока секрет.
- На недавней церемонии вручения национальной музыкальной премии "Овация"
ваши модели произвели фурор...
- Я впервые принимал участие в подобном мероприятии, и, признаюсь честно,
даже не мог предположить, какой нас ждет успех! Мы показывали часть "рыбной"
коллекции и двусторонние меховые модели. После концерта ко мне подошла
Тамара Гвердцители: "Рыба - это что-то потрясающее! Я собираюсь в
Петербург на гастроли, дайте ваши координаты".
|
|