Воин добра

Московский одиночник Александр Абт - из той редкой породы фигуристов, которые являются любимцами публики вне зависимости от количества завоеванных титулов. Впрочем, Александра можно отнести еще к одной не слишком распространенной категории - ужасно невезучих людей. За тот десяток лет, что он входит в сборную России, на него свалилось немыслимое количество травм, каждая из которых способна поставить крест на карьере любого спортсмена. Но Абт не был бы Абтом, если бы сдался на милость Судьбе. Наоборот, каждый удар Александр принимает достойно и (страшно сказать!) с улыбкой...

Несколько лет назад, после очередного чемпионата Европы, когда Абт в очередной раз не попал в тройку призеров (позднее выяснилось, что Саша катался вдрызг больным), отечественные спортивные функционеры откровенно махнули на него рукой. Тем более, что первые роли в мировом фигурном катании тогда уже играли Плющенко и Ягудин.

Однако год назад ситуация резко переменилась. Из "хронического неудачника" Абт превратился в одного из ведущих актеров "ледового цирка". Его выступление на Евро-2002 стало сенсационным: Саша выиграл у "самого" Ягудина. Выиграл вчистую. Только вот не все арбитры нашли в себе силы признать этот факт: "золото", к негодованию тысяч болельщиков, было отдано будущему олимпийскому чемпиону (сказать, что Ягудин был удивлен таким решением судей, - значит, не сказать ничего)...

В результате, собравшись было повесить коньки на гвоздь, Абт принял решение продолжить карьеру в "любителях" - к радости всех тех, кто восхищается этим выдающимся спортсменом. Правда, нынешний сезон складывается у Александра не совсем гладко. С одной стороны - выигрыш титула чемпиона России, отличные выступления в серии "Гран-при" и выход в финал этого престижного турнира. С другой - нелепая травма голеностопа, помешавшая Абту побороться за медали чемпионата Европы в Мальме. Такая вот жизнь в полосочку.

- Александр, позвольте мне в начале нашего разговора "помянуть старое". Вопрос мой - о прошлогодней истории на чемпионате Европы, когда - по общему мнению - судьи украли у вас честно заработанную золотую медаль...

- В принципе, я не хотел бы ставить вопрос так: "украли - не украли". Я - спортсмен. Я делаю то, что должен делать: катаюсь для людей. Чтобы они смотрели мое выступление, оторвавшись от своего поп-корна и праздных разговоров. Вот что для меня самое главное. И когда я чувствую отдачу от зрительного зала - это очень здорово. А уж судьи - они на то и сидят, чтобы решать свои вопросы. А я не политик - я спортсмен. Я работаю, тренируюсь, стараюсь сделать свое дело как можно лучше, а не лезть в политику.

- Однако сразу по окончании того чемпионата, вы, по-моему, отвечая на подобный вопрос, обронили следующую фразу: "Я привык"... Вы привыкли к плохому?

- Вы понимаете... В жизни моей много было всего. Очень много хорошего и достаточно плохого. То есть, какой-то баланс все-таки соблюден, и я не имею права говорить, что у меня все плохо.
Ну, бывает в работе всякое. Но я на это внимания уже не обращаю. Просто иду к своей цели...

- И ни разу не было больно от несправедливости?

- Да нет... Без поражений не бывает побед. Они только закаляют. Несправедливость только злит еще больше. А спортивная злость - это хорошо. В жизни ведь два двигателя - любовь и ненависть. Без них - никуда. Так что я еще покатаюсь!
Я вообще - оптимист по жизни. Никогда не опускаю рук. Хорошо складываются дела? - здорово! Плохо? - нет смысла плакать! Разозлиться хорошенько - и только вперед!

- Насколько легко вам далось решение остаться в "любителях" еще на один сезон?

- Ну, не слишком легко, конечно... После олимпийского сезона наступила некоторая апатия. К тому же, я уже довольно-таки немолодой спортсмен, - по сравнению с Женькой Плющенко и Лехой Ягудиным. Я же среди наших одиночников - самый возрастной... Думал: заканчивать пора. Намеревался работать тренером и выступать в профессиональных турнирах. Но нашлось несколько иное продолжение.
Как все это было? Саша Жулин мне предложил поработать вместе. И, честно скажу, я давно мечтал поработать с ним - неважно, в любительском спорте или в профессиональном. Он мне всегда нравился - и как спортсмен, и как тренер, и как человек.
Когда закончился олимпийский сезон, требовалась свежая идея... Мы с моим прежним тренером Рафаэлом Арутюняном проработали плечом к плечу 11 лет. То, что вы сейчас наблюдаете в моем исполнении - результат этого огромнейшего труда. Я очень благодарен Рафаэлу за все, что он для меня сделал... Но мне нужно было двигаться дальше. Я хотел чего-то нового. Мы же за 11 лет настолько притерлись, что уже знаем все слабые места друг друга и в какой-то момент не обращаем на них внимания, закрываем на что-то глаза. А в фигурном катании нужно все время быть "на паровом котле".
Нужна была смена обстановки, впрыск свежей крови. Ну и... результат вы можете наблюдать. Три "Гран-при" я проехал. После Олимпиады у многих были травмы, а я (тьфу-тьфу-тьфу!) пока в обойме, стараюсь трепать нервы своим соперникам.

- Что было сложнее - заставить себя кататься еще один сезон в "любителях" или сменить тренера?

- Это взаимосвязанные вещи. Если имеется конкретная идея - куда двигаться, что делать, тогда есть смысл оставаться еще на год в любителях... Я по натуре - человек, всю жизнь стремившийся к самому лучшему: выиграть медаль, неважно какую! Бронзовую, серебряную, а лучше всего - золотую.
"Просто так" оставаться еще на год после Олимпиады и только затем уходить в профи - нелогично и бессмысленно. Лучше сразу начать карьеру тренера и воспитывать детей, плюс зарабатывать деньги. Спорт ведь требует очень больших капиталовложений. И "спокойная жизнь" не оправдывает себя. Нужно ездить на шоу, зарабатывать на жизнь, для семьи.
Поэтому, проанализировав сложившуюся обстановку, мы с Сашей Жулиным решили еще немножко побороться за место на вершине. У него были идеи, и я увидел, что это должно сработать - в лучшую сторону. Во всяком случае, я в это поверил. И я завелся, решился. Попробую сохранить этот заряд на четыре года: буду штурмовать вершину. Если хватит здоровья, если все сложится нормально. А после Игр в Турине пойду дальше, в профессионалы...
Пока у меня настрой на весь нынешний олимпийский цикл. Цель - только вершина. Иначе зачем все это было затевать?

- Появление в вашей группе Елены Анатольевны Чайковской - это экспромт?

- Ни в коей мере. Я не знаю даже, как это точно назвать... Елена Анатольевна - одна из наиболее великих особ в мире фигурного катания. И поучиться у нее, перенять хоть что-то из ее колоссального опыта - очень полезно и для меня, и для Саши. Не воспользоваться таким шансом было бы просто глупо.
Мы попросили Елену Анатольевну помочь нам, и она согласилась. Это была, по сути, общая идея...

- Если вернуться к прошлому сезону. Что помогло вам буквально восстать из пепла? Фактически к тому моменту большинство специалистов поставило на вас крест.

- А на мне всегда ставили крест, - вы знаете? (смеется)

- Но я также помню, что в свое время, будучи юниором, вы были одним из самых перспективных одиночников мира...

- Как ни забавно, повзрослев я стал "перспективным взрослым" (улыбается). Судьба мне - всю жизнь пребывать в этой категории "перспективных"... Я, наверное, - единственный спортсмен, который катается после четырех операций (такой "железный Феликс", можно сказать) и все еще продолжает бороться и работать. У каждого - свой путь к вершине, понимаете? У кого-то чуть более гладкий, у кого-то - менее. Пока идем...
В принципе, меня не останавливает ничто. Потому что фигурное катание - это часть моей жизни. Я начал кататься в 6 лет. Сейчас мне - 26. 20 лет на коньках - представляете? И дальше - по той же дорожке... Деваться от этого уже некуда. Приходится работать внутри фигурного катания, развивать свои слабые стороны, делать их сильными.

- В свое время вы котировались выше, чем нынешние лидеры - Ягудин и Плющенко. Нет обиды на судьбу, что прежде вы были в первых вагонах, а сейчас фактически вскочили на подножку уходящего поезда?

- Понимаете... Я еще, может, и не вскочил на эту подножку. Вот когда мы выиграем чемпионат мира, тогда можно будет сказать, что вскочили. А пока - все это - вилами по воде писано...
Что же касается Жени и Леши - они здорово работают, отлично катаются. И у меня нет никакой зависти к ним...

- На выбор вашей нынешней произвольной программы - "Болеро" - оказало какое-нибудь влияние прошлогоднее творчество Жени Плющенко?

- Никоим образом. Я программу увидел иначе. Мы с Женей люди, в принципе, разные. Он воспринял эту музыку по-своему, а мы с Сашей - по-своему. Любую тему можно развить в большом количестве направлений...
Надо сказать, эта произвольная программа пока не очень здорово у меня удается. Ну да ничего - скоро вкатаю, - к чемпионату мира все будет в порядке.

- Вопрос несколько "в другую степь". Откуда у вас такая интересная фамилия? В одном из справочников я обнаружил, что такую фамилию носят в Великобритании...

- Ну да, есть еще тюнинговая фирма, - "АБТ" называется (улыбается)!..
Мне трудно что-либо сказать о происхождении своей фамилии... Дед мой был из детского дома. Знал фамилию, имя и отчество, дату рождения. А кто были его родственники - тайна, покрытая мраком. Он никогда о них не рассказывал. Кто знает - может быть, нельзя было разглашать... Знаю, что дед мой воевал с фашистами, был героем... Умер он, так и не открыв тайну нашей семьи... Мы, конечно, пытались организовать поиски. Но пока безуспешно.

- Уникальный вы человек...

- Я не считаю себя уникальным человеком...

- Тогда какими словами вы себя охарактеризовали бы сами?

- Воин добра! (смеется) На самом деле, мне сложно характеризовать себя самого. Что я могу сказать? Самый хороший, умный, красивый? Или, наоборот - плохой, глупый, страшный?..

- Хорошо. Тогда снова поговорим о творчестве, а точнее о вашей новой короткой программе. "Яблочко" ведь считается матросским танцем. А мундир на вас - адмиральский. Это такой стеб?

- Нет. Это ни в коем случае не стеб. Вообще, "Яблочко" - если посмотреть в корень - это серьезный танец. А что касается мундира... Я ведь танцую не анархиста-дебошира, а русского морского офицера. Эта программа - серьезный шаг для меня...

- А кому принадлежит идея костюмов, которые вы используете в нынешнем сезоне?

- Дизайнерам петербургской фирмы "Рест". Нам предложили несколько вариантов, и нам понравились вот такие - сюжетные, под стиль, под замысел. Там вообще - гениальные художники. Костюмы они шили... без меня. То есть, мы снимали мерки, отсылали в Питер, а потому, буквально накануне "Гран-при России" мне прислали уже готовые костюмы (я их ни разу не примерял!). И, что удивительно - сидят, как влитые! Надел и пошел кататься...
Кстати, вначале для "Яблочка" у меня был другой костюм. Но он чем-то не понравился публике. Слишком яркий был, и всякое такое. Его раскритиковали в Интернете, и мы решили прислушаться к критике...

- Мнение интернет-сообщества оказалось определяющим???

- Мы ведь стараемся все делать по максимуму. И очень важно найти баланс между различными вкусами, - чтобы и тем, и тем было здорово и красиво.

- А вообще, вы часто заглядываете в Интернет?

- Нет. Честно говоря, у меня там, в Америке и компьютера-то пока нет. А Саша - постоянно пользуется. Это же тренерский процесс - общаться с людьми, слушать, обмениваться информацией. А информация в нашем деле ой как важна - мне ли вам, журналистам объяснять?

Hosted by uCoz