Мария Петрова: между безвестностью и славой

Биографическая справка.
Родилась 29 ноября 1977 года в Ленинграде.
На коньки встала в 7 лет.
Первый тренер: Юрий Геннадьевич Яковлев (СК "Большевик")
В настоящее время тренируется у Людмилы Георгиевны Великовой (СДЮШОР "Юбилейный")
Первый партнер - Антон Сихарулидзе
В паре с Антоном Сихарулидзе:
Двукратная чемпионка мира среди юниоров (1994, 1995)
Вице-чемпионка мира среди юниоров (1993)
Вице-чемпионка России (1995)
В паре с Теймуразом Пулиным:
Вице-чемпионка мира среди юниоров (1997),
серебряный призер Зимней Универсиады (1997).
В паре с Алексеем Тихоновым:
Чемпионка мира 2000 года, двукратная чемпионка Европы (1999, 2000)
Вице-чемпионка России (1999, 2000, 2001, 2003)

Фигурное катание - вид спорта сколь прекрасный, столь и жестокий. Особенно в России. Число фигуристов, подававших большие надежды, но так и не добравшихся по разным причинам до вершины, исчисляется сотнями. Что удивительно, даже несмотря на такие катастрофические цифры, советское (российское) парное катание на протяжении почти сорока лет остается лучшим в мире: столь богата русская земля на таланты, и столь крепки духом те, кто несмотря на все удары судьбы попал-таки в обойму под названием "национальная сборная" и сумел в ней удержаться...

О женщинах-фигуристках, оставивших заметный след в мировом парном катании, можно написать не одну книгу: Людмила Белоусова, Ирина Роднина, Ирина Воробьева, Екатерина Гордеева, Марина Ельцова, Елена Бережная, Мария Петрова... Судьба каждой из них - это причудливой формы кривая, близкая родственница кардиограммы. Безвестность - признание - победа - кризис - преодоление - победа... "Картинка" в каждом конкретном случае, разумеется, своя, отличная от других. Но общее одно - преданность любимому виду спорта.

Представительница знаменитой петербургской школы фигурного катания Мария Петрова может считать себя "последней из могикан". Те, с кем она соревновалась тогда, в середине 90-х, давно уже - кто со славой и почестями, кто (и таковых подавляющее большинство) в полной безвестности - оставили любительский спорт. А дуэт Петрова - Тихонов все еще в строю, по-прежнему регулярно привозит медали с чемпионатов мира и Европы и является образцом профессионального отношения к делу для тех, кто выбрал эту нелегкую ледовую дорогу. А между тем, в 1996 году многим казалось, что спортивная карьера Марии Петровой оборвалась навсегда...

В шаге от больших побед

Когда родители семилетней Маши Петровой отдавали ее в секцию фигурного катания при СК "Большевик", они и не мечтали о том, что их дочь вырастет великолепной спортсменкой. Более того, мама, Татьяна Вальтеровна (в молодости весьма неплохая лыжница) этого совсем не хотела, не понаслышке зная о "прелестях" профессионального спорта. Цель была совершенно иной: поправить здоровье дочери - Маша росла очень болезненным ребенком. Удивительно, но "холодное" фигурное катание довольно быстро исцелило Машу, и вскоре из "группы здоровья" ее перевели в бригаду, где детишек готовили уже более серьезно.

Есть одна довольно жесткая закономерность: в "парники" многие фигуристы идут не от хорошей жизни. Обычно это последний шанс для неудавшегося одиночника продолжить карьеру (прыгать нужно меньше, а парные элементы нетрудно при должном старании выучить). Однако Мария сразу для себя решила: "ее" вид - это именно парное катание. А потому не слишком сильно огорчалась отсутствию побед на детских соревнованиях (да и где сейчас все эти чемпионы-вундеркинды?). И когда после закрытия "Большевика", в 12-летнем возрасте Маша, с подачи своего тогдашнего тренера Нонны Пироговой, попала в "Юбилейный", к Людмиле и Николаю Великовым, воспитавшим ряд великолепных спортивных пар, радости ее не было предела...

Не прошло и двух лет, как юный дуэт Мария Петрова - Антон Сихарулидзе принялся громить своих сверстников на крупнейших турнирах. За сеульским "серебром" 1993 года последовали два "золота" чемпионатов мира среди юниоров. Затем - "серебро" на взрослом чемпионате России-95 и место в национальной сборной; отличный дебют на европейском первенстве (пара сумела с ходу пробиться в первую шестерку)... Казалось бы, вот она - прямая дорога к большим вершинам, но... Судьбе было угодно испытать фигуристку на прочность...

Известие о распаде пары Петрова - Сихарулидзе, пришедшее после чемпионата Европы-96, где Маша и Антон поднялись уже на пятую строчку итогового протокола, стало для многих громом среди ясного неба. Каких только версий не выдвигалось: роман Сихарулидзе с Еленой Бережной, несовпадение характеров Маши и Антона, козни Тамары Москвиной, заполучившей таким образом перспективного фигуриста (Антон со скандалом перешел в ее группу)... Не исключено, что небезосновательны все эти версии, но факт остается фактом: буквально за несколько дней до начала турнира "Столетие на льду", ставшего прообразом "Гран-при России", пара Петрова - Сихарулидзе прекратила свое существование.
Странным и страшным получился для Маши этот 1996 год: успех на европейском первенстве, а потом - черная пропасть неизвестности... Вместо того, чтобы участвовать в родном городе в крупном международном турнире "Столетие на льду" (прообраз "Cup of Russia"), Маша вынуждена была, глотая слезы, наблюдать с трибуны за выступлениями своих бывших соперников: "Была жуткая неизвестность. Я даже не знала, что мне делать, с чего начинать. Потому что свободных партнеров такого высокого уровня в России просто не было..."

Ближе к лету забрезжил огонек надежды: Великовы нашли своей ученице нового партнера - давно всеми забытого Алексея Тихонова, воспитанника легендарного Ардо Ренника. К тому моменту Алексей и думать забыл о любительском спорте, выступая в свое удовольствие в Ледовом театре Татьяны Тарасовой... Месяц тренировок с этим прекрасно обученным и исключительно артистичным фигуристом - и специалисты заговорили о паре Петрова - Тихонов как о надежде отечественного парного катания. Однако потом произошло странное: Алексей без объяснения причин... исчез не попрощавшись! ("Затмение какое-то нашло", - скажет он позднее.) Петровой вновь пришлось все начинать с нуля...

Два года выступлений Маши с Тимуром Пулиным вызывали у стороннего наблюдателя чувство щемящей грусти: неплохой фигурист-одиночник и замечательный человек, Тимур заметно уступал по классу своей партнерше. Как следствие - результата не было. Да, в 1997 году на Универсиаде ребята уступили лишь китайскому супер-дуэту Шэнь Сюэ - Хонбо Чжао (ныне - двукратным чемпионам мира), но в том же сезоне в серии "Гран-при" пара Петрова - Пулин выглядела бледно. На Олимпиаду-98 Маша с Тимуром тоже не попали.

Другой бы плюнул на судьбу-злодейку, да и отправился "стричь капусту" по заокеанским шоу, благо проблем с трудоустройством у российских фигуристов никогда не возникало. Но Маша с Тимуром, стиснув зубы, продолжали тренироваться. Кто в них тогда верил? Пожалуй, только они сами. Для высокого спортивного начальства, привыкшего лишь считать медали да призовые, этого дуэта больше не существовало...

Войти в ту же воду...

История не приемлет сослагательного наклонения, а потому бессмысленно гадать, каких успехов в итоге добилась бы пара Петрова - Пулин. Да и были бы эти самые успехи?.. Так или иначе, лето 1998 года поставило все с ног на голову (или же, наоборот, возвратило все на круги своя): в Петербург вернулся... Тихонов.

Только сама Мария знает, каких трудов ей стоило сказать "да" "блудному партнеру". Первоначально Алексей нарвался на вежливый, но твердый отказ: "Умерла - значит, умерла". И лишь спустя некоторое время, после мучительных раздумий Петрова решила дать Тихонову еще один шанс. Позднее Маша признается, что тем самым "камушком", перевесившим чашу весов в сторону Алексея, оказалось мнение Татьяны Вальтеровны: "Очень тяжело мне это все далось... Леша звонил несколько раз, а я не соглашалась. Мы ведь уже скатались с Тимуром, проделали с нуля очень большую работу, начали показывать неплохие результаты. И человеческие отношения у нас с ним были очень хорошие... Мама тогда сказала мне: хоть раз в жизни сделай так, как ты хочешь, как чувствуешь. И я решилась дать еще один шанс и себе, и Алексею...".

Этим шансом Петрова и Тихонов воспользовались сполна. Не прошло и четырех месяцев, как в их честь звучал российский гимн на этапе "Гран-при" в Германии. А чуть позже пришла победа на чемпионате Европы в Праге.

Зима 2000-го стала триумфальной для учеников Людмилы Великовой. Сначала в Вене Маша и Алексей получили второй титул чемпионов Европы (обошедшие их Бережная - Сихарулидзе позднее были дисквалифицированы за применение запрещенных препаратов), а затем в Ницце взяли верх в тяжелейшем поединке с китайцами Шэнь Сюэ - Хонбо Чжао.
Запахло небольшой "революцией". Занервничала Москвина, чья пара Бережная - Сихарулидзе считалась главным претендентом на олимпийское "золото" Солт-Лейк-Сити. И тут случилось ЧП. В августе 2000-го Маша получила серьезную травму голеностопа. Весь последующий сезон пошел насмарку. В итоге, Петрова и Тихонов были безжалостно вычеркнуты из списка претендентов на олимпийские медали: ставку сделали на Лену и Антона. Даже абсолютно безукоризненное выступление в Солт-Лейк-Сити не позволило Марии и Алексею подняться на пьедестал почета: ими (как и Татьяной Тотьмяниной - Максимом Марининым, также здорово откатавшимися на Играх-2002) пожертвовали ради победы первой российской пары.

"Когда-то это было моей мечтой: выступить на Олимпиаде и попасть в тройку призеров. С медалью, увы, ничего не вышло, но часть мечты все-таки сбылась: я попала на Олимпийские Игры. Это совершенно особенные соревнования. Лишь приехав в Солт-Лейк-Сити, я поняла, почему каждый спортсмен мечтает на них выступить..."

(Любопытно, что шанс поехать на Игры-2002 был и у Теймураза Пулина. За год до Олимпиады ему нашли партнершу и предложили место в сборной одной из бывших союзных республик. Дело было за малым: скататься с новой партнершей и пройти предолимпийский отбор, что являлось не слишком сложной задачей для фигуристов такого уровня. Но Тимур, по ряду причин, предпочел не разрывать контракт с известным британским ледовым шоу, где он на тот момент выступал. Сейчас Пулин - кстати, так и не потерявший любительского статуса - чередует работу в шоу с выступлениями собственной рок-группы. И, по слухам, до сих пор вызывает определенный профессиональный интерес у Тамары Москвиной...)

"Мы еще не наелись!.."

Петрова и Тихонов не устают удивлять. Их решение остаться в "любителях" после неудач в олимпийском сезоне было расценено многими как последняя попытка "зацепить" хоть какую-то медаль. Дескать, судьи на прощание подарят... Однако вскоре скептики приумолкли: на чемпионате Европы-2003 ветераны дали бой более молодым Тотьмяниной и Маринину, лишь чудом упустив "золото". В финале "Гран-при" в родном Питере Маша с Алексеем тоже выглядели убедительно, - "бронза", как и на последовавшем за ним чемпионате мира.

Казалось бы, все, хватит, пора на покой. Но... Петрова и Тихонов, похоже, еще не наелись фигурным катанием: в "Юбилейном" вовсю идет работа над программами для нового сезона. И на сей раз этому почему-то удивляются значительно меньше. Более того, уже раздаются осторожные прогнозы, что неугомонный дуэт вновь способен стать "номером один" в иерархии российских спортивных пар. Несмотря на возраст и иные обстоятельства...

Нетипичная чемпионка

Мир фигурного катания чем-то напоминает театральное закулисье. Те же сплетни, интриги, скандалы. Тем удивительнее почти единодушно доброе отношение его обитателей к героине этого материала. Даже великая Тамара Москвина, которую трудно заподозрить к излишним симпатиям к своим конкурентам, выдала Маше роскошную характеристику, сказав недавно ее тренеру, Людмиле Великовой: "Ты можешь доверять своим ученикам, а я - нет..." Сама же Великова считает, что с Петровой ей исключительно повезло: "У нас с Машей никогда не было проблем: она на редкость добрый, отзывчивый и очень порядочный человек. Сколько раз ее пытались от меня сманить - она осталась со мной до конца. Случись со мной чего, Маша мне всегда позвонит и спросит: "Людмила Георгиевна, как вы себя чувствуете? Не приходите завтра на лед, еще полежите..." Больше мне никто из учеников не позвонит, никто не побеспокоится. Другое поколение растет..."

Другое... Но пока еще "в обойме" представители нынешнего поколения. Умеющие приятно удивлять, не забывающие, благодаря кому добились своих побед. Пройдитесь по "Юбилейному", и вы увидите то тут, то там - на дверях спортивных залов и раздевалок - таблички: "Отремонтировано за счет чемпионов мира и Европы Марии Петровой и Алексея Тихонова".
И еще одна "красочка". Удивительно, но факт: оказывается, Новый год Маша любит больше, чем свой день рождения. Почему? Ответ прост: "День рождения - только твой праздник, личный. А Новый Год - общий!.."

Про свою личную жизнь Маша не любит особенно распространяться (ох уж эта природная скромность!). Только загадочно улыбается, когда ее (в сотый раз за последние пять лет) спрашивают о грядущей свадьбе с Тихоновым, или же рассказывают очередной "достоверный" слух "из жизни Марии Петровой": "Как и все женщины, я мечтаю о доме и дружной семье, уюте и детях. Ну а подробности пусть пока остаются в тайне..." Пусть... Если б не было загадок, жизнь спортивного болельщика оказалась бы куда более скучной и пресной...

Вместо эпилога

Как бы ни сложился предстоящий сезон для пары Петрова - Тихонов, Маша уже вошла в историю фигурного катания. Как чемпионка мира и двукратная чемпионка Европы. Как фигуристка, сумевшая не сломаться под ударами судьбы. Но главная заслуга Марии Петровой, наверное, даже не в этом. А в том, что она на своем примере доказала: для того, чтобы в наше сумасшедшее и недоброе время стать чемпионкой мира, "примой", вовсе не обязательно быть стервой. Достаточно оставаться просто хорошим человеком...

Hosted by uCoz