Прощание с "шестеркой"

Печальное событие произошло в конце марта в Дортмунде, на чемпионате мира по фигурному катанию. Вся спортивная общественность прощалась с милой сердцу каждого фигуриста оценкой "6,0" - с этим, казалось бы, вечным символом самого красивого вида спорта.

На следующий год, почти со стопроцентной вероятностью, во всех мало-мальски серьезных турнирах будет использоваться новая, уже опробованная в серии "Гран-при" система оценок, не признающая "шестибалльных" сантиментов и превращающая таинство фигурного катания в механический процесс набора очков за исполненные элементы.

Прощались с "шестеркой" и судьи. Прощались с размахом. Словно копили они эти праздничные оценки долгие-долгие годы, выдавая поштучно и под роспись лишь за особые заслуги. А тут, подобно щедрому гуляке, принялись разбрасывать их направо и налево. Такого фейерверка высших баллов фигурное катание еще не знало...

Впрочем, "мотовство" это почему-то не вызывало сильного возмущения. Отчасти - по ностальгическим мотивам. Но более всего - из-за высочайшего уровня мастерства, продемонстрированного в Дортмунде. Это был фантастический праздник фигурного катания, где велась настолько острая борьба за медали, что даже видавший виды знаменитый тренер Алексей Мишин восхищенно заявил: "Лучшего турнира история нашего вида спорта еще не знала!"

Для россиян чемпионат мира сложился неоднозначно. С одной стороны - завораживающий блеск трех золотых медалей, а с другой - стойкое ощущение грядущей и неотвратимой катастрофы.

Без одной

Собственно, первую фазу этой катастрофы мы могли наблюдать уже в Дортмунде, когда опытные и титулованные россиянки оказались вне большой игры. Разве о фразе "Кушать подано!" мечтала Ирина Слуцкая, отправляясь на чемпионат? Разве ради девятого места (да и то весьма сомнительного: пожалели судьи бывшую чемпионку мира и Европы) она после долгой болезни пахала на тренировках и рвалась в сборную? Разве предполагала Виктория Волчкова, что ее, четырехкратного бронзового призера европейских первенств, сразу и безоговорочно отправят куковать во второй десяток? Да и вице-чемпионка мира Елена Соколова, надо полагать, ехала в Германию за очередной медалью, а не за ...надцатыми местами.
И ведь не скажешь, что наших сильно засуживали. Да, в квалификации и короткой программе досталось Вике Волчковой, которую арбитры упорно отказывались видеть в группе лидеров. Но Слуцкую и Соколову никто не топил. Скорее, наоборот, - поддерживали второй оценкой. И при этом наши лучшие фигуристки накатались лишь на 9-е и 10-е места. Это означает, что на следующий год на чемпионат мира в этом виде программы Россия сможет послать лишь двух одиночниц.

Можно сказать, что россиянкам не хватило стабильности. Но, положа руку на сердце, признаем: даже при чистом прокате ни одна из них не смогла бы в своем нынешнем состоянии претендовать не то что на медаль, но и на место в первой пятерке. Ибо, как показал чемпионат мира-2004, с таким набором и качеством исполнения элементов, с такими программами в элите женского одиночного катания делать нечего. Это не просто вчерашний день, а прошлый век.

Олицетворением новой эры явились, как это ни удивительно, не разрекламированные американки Саша Коэн и Мишель Кван, а вечные "серые мышки" - японки. То, что творили в Дортмунде Сизука Аракава, Мики Андо и Фуми Сугури, заслуживает самых лестных эпитетов. Высочайшая сложность программ, помноженная на природную гибкость и пластичность фигуристок, - штука впечатляющая. Иллюстрацией всеобщего восторга, захватившего даже арбитров, стали оценки, выставленные Аракаве за произвольную программу: фигуристка, выступавшая первой в сильнейшей группе, перед всеми своими главными соперницами, удостоилась почти предельных баллов и, в том числе, "шестерки" за технику. Вещь невероятная, противоречащая всем неписаным правилам судейства!

Любопытная деталь: буквально за несколько дней до чемпионата мира Аракава сменила тренера, влившись в пеструю и многонациональную бригаду Татьяны Тарасовой (одарив именитую наставницу, как ехидно заметил мой немецкий коллега, почетным званием "Япона мать"). Успех 22-летней уроженки Токио позволил Тарасовой собрать "большой шлем": теперь в активе Татьяны Анатольевны победы ее подопечных во всех видах фигурного катания - от женского одиночного до танцев на льду.

Финальное сражение японских и американских фигуристок сопровождалось инцидентом, хоть и не повлиявшим на итоговую расстановку, но изрядно потрепавшим нервы окружающим. Когда Мишель Кван уже собиралась начать свою произвольную программу, на льду рядом с ней невесть как оказался британский скандалист-профессионал Марк Робертс, принявшийся сбрасывать с себя одежды и выписывать на льду кренделя, уклоняясь от суетящихся ловцов-охранников. Будь это на каком-нибудь соревновании рангом поменьше или хотя бы здесь же, но часом раньше, Робертс сорвал бы овацию. Но в тот момент каждый второй обитатель "Westfalenhalle" был готов своими руками удавить незваного пришельца, по неразумению своему вклинившегося в магическое действо. А Кван сосредоточенно каталась вдоль бортика, за которым метался, точно тигр в клетке, ее тренер Рафаэл Арутюнян, переживавший инцидент куда сильнее своей новой ученицы...
У Кван и впрямь оказались железные нервы. Откаталась она здорово - собранно, зло и почти безошибочно. Арбитры мысленно сняли шляпу: шесть "шестерок" за артистизм. Всего одного судейского голоса (четыре против пяти) американке не хватило, чтобы "зацепить" казалось бы недосягаемую Аракаву.

Подарок для чемпионов

В парном катании - традиционной советско-российской вотчине - наши фигуристы, в отличие от одиночниц, в грязь лицом не ударили. Все три российских дуэта выступили достойно, хотя "примесь" случайности в "золоте" Татьяны Тотьмяниной - Максима Маринина велика до неприличия. Ни один настоящий атлет не желает себе таких побед - не в битве на равных, а из-за оплошности основного конкурента. Не обрадовались и Таня с Максимом: на итоговой пресс-конференции они выглядели изрядно сконфуженными, тогда как серебряные призеры нынешнего первенства - двукратные чемпионы мира китайцы Сюэ Шэнь и Хонбо Чжао - чувствовали себя героями.

И в самом деле, китайцам было чем гордиться: в произвольной программе они получили 10 (!) оценок "6,0" за артистизм и еще две за технику, - такого не удостаивались даже легендарные Роднина и Зайцев. Для сравнения: за безошибочный прокат Тотьмянину и Маринина одарили лишь одной "шестеркой". Как, кстати, и бронзовых призеров, еще одних представителей КНР, Цин Пан - Цзян Тун.

Трудно сказать, как распределились бы места на пьедестале, если бы не ЧП, случившееся на утренней тренировке перед произвольной программой с шедшими на втором месте Марией Петровой и Алексеем Тихоновым (не исключено, кстати, что чемпионат в Дортмунде был их последним турниром). При исполнении поддержки партнер зацепился коньком за конек и упал на лед, уронив при этом партнершу. Маша сильно разбила локоть и потеряла сознание... Понятно, что ни о каком чемпионском прокате после этого не могло быть и речи. Впрочем, ребята боролись до последнего и при более слабом прокате конкурентов могли даже рассчитывать на медали. Но все основные соперники в этот вечер были безупречны.
Сильнейшее впечатление оставили у зрителей и специалистов не только вице-чемпионы мира-2004, но и их земляки-юниоры Дань Чжан - Гао Чжан. Номинально третья по рангу китайская пара, с которой тренеры работают "по остаточному принципу" (высококлассных специалистов-парников в стране пока еще не хватает), откаталась столь же здорово, как и на недавнем "Гран-при России" - без единой ошибки в обеих сложнейших программах. Их итоговое пятое место - результат лишь жесточайшей внутрикитайской субординации, да еще, может быть, традиционного судейского консерватизма. Честно говоря, как-то не по себе стало: если эти потрясающие ребята сегодня так катаются, что же будет, когда у Бина Яо и его ассистентов наконец-то дойдут до них руки? Кстати, уже в Москве, на упомянутом выше "Гран-при России-2003" Дань Чжан и Гао Чжан абсолютно ни в чем не уступали номинально первой российской паре Тотьмянина - Маринин.

Вертится на языке и второй вопрос: смогут ли на Играх-2006 соревноваться с набравшими силу китайцами наши спортивные пары? Пока ответ скорее отрицательный: последние три года, когда китайцы бурно прогрессировали, Тотьмянина и Маринин практически топтались на месте, вырабатывая ресурс, заложенный в них прежним тренером Натальей Павловой. И если так пойдет дальше, вскоре наша "пара номер один" будет отставать не на полголовы, как сейчас, а на несколько корпусов. И будет бессмысленно уповать тогда даже на ошибки соперников.

Трудно пока сказать об олимпийских перспективах дебютантов сборной России Юлии Обертас и Сергея Славнова. Юная пара каталась в Дортмунде довольно неплохо, и заняла там, в общем-то, свое законное седьмое место. Для первого столь серьезного старта неплохо. Но вот удастся ли в следующем сезоне сделать несколько шагов наверх? Ответ сейчас не знает никто, даже их тренер, многоопытная Тамара Москвина. Впрочем, стоит ли сомневаться, что она сделает все возможное, чтобы выковать свою очередную чемпионскую пару?

Два болгарских "Оскара"

Много разных разговоров в кулуарах вызвал турнир танцевальных пар. Зрители расходились, пожимая плечами и вопрошая: "Как же так?". А специалисты, достаточно неплохо знающие танцевальную "кухню", тихо злились, чертыхались и возмущенно качали головой. Давненько уже не случалось такого, чтобы чемпионы проигрывали своим главным преследователям в одни ворота, но при этом почти единогласным решением арбитров получали золото. В Дортмунде произошло именно так.

Произвольный танец болгарской пары Албена Денкова - Максим Ставиский на музыку Генделя был сложен и безупречен как по замыслу, так и по исполнению. Сидевшие по соседству с ложей прессы уже откатавшиеся танцоры восхищенно ахали при каждом удачном па, а публика, почти до отказа заполнившая трибуны "Westfalenhalle" (причина столь высокого интереса - высокие шансы немецкой танцевальной пары Кати Винклер - Рене Лозе на бронзовую медаль), завелась и начала азартно прихлопывать. Кто там сказал, что Гендель - скучный композитор? Денкова и Ставиский вместе со своими наставниками Алексеем Горшковым и Сергеем Петуховым блистательно доказали обратное. С последними тактами музыки зал встал и устроил болгарам овацию.

Судьи не пожалели даже двух "шестерок" за артистизм. Победа? Никак нет. Следом на лед со своей "Розовой пантерой" вышли россияне Татьяна Навка и Роман Костомаров, не проигравшие в сезоне ни одного старта. Их танец был прост, как диснеевский мультфильм рядом с классикой Тарковского. Ярко, завлекательно, но простенько (партнер почти весь танец провел на двух коньках) и пусто по сути. И арбитры клюнули на обертку: 8 судейских голосов "за" Татьяну и Романа, и 1 - "против", девять российских "шестерок" против двух болгарских. Но два этих фигурных "Оскара" куда ценнее. Они, образно говоря - "За лучший фильм" и "За лучшую режиссуру". У россиян же, увы, оказались второстепенные награды - за спецэффекты, грим, etc.

Хет-трик Евгения Плющенко

Единственное российское золото, которое не вызвало ни у кого никаких вопросов, было добыто петербургским одиночником-виртуозом Евгением Плющенко. Ученик Алексея Мишина не проиграл ни одного вида троеборья, первенствовав и в квалификации, и в короткой программе, и в произвольной.

Правда, в последнем виде Женя заставил своих болельщиков изрядно понервничать: после блестяще исполненной серии сложнейших элементов, уже на последних секундах программы, при заходе на риттбергер фигурист споткнулся о выбоину и упал. В Дортмунде арбитры карали и за более мелкие прегрешения, но, к счастью, в данном случае карающий меч даже не был вынут из ножен: 10 оценок "5,9" - за технику, 4 "шестерки" - за артистизм. Есть третий титул чемпиона мира!

Впрочем, несмотря на успех своего воспитанника, Алексей Мишин радовался весьма сдержанно: "Конечно, я очень рад за Женю. Нынешний чемпионат мира - сильнейший в истории фигурного катания, и очень здорово, что мой ученик стал героем этого великолепного праздника. Но выступления других спортсменов - швейцарца Стефана Ламбьеля и немца Штефана Линдеманна - говорят о том, что на лаврах почивать ни в коем случае нельзя. Конкуренция растет..."

Ламбьель, кстати, был в произвольной программе чудо как хорош. Если бы он также откатал квалификацию и короткую программу, любимец арбитров француз Бриан Жубер остался бы на этом чемпионате без медали. Стажировки у профессора Мишина пошли юному швейцарцу на пользу: он наконец-то подтянул прыжки, и на дортмундском льду показал свой лучший прокат в жизни. Немецкая публика, пришедшая поболеть за Линдеманна, а не вовсе не за его основного конкурента, ничего не смогла с собой сделать и зашлась в овации. Ламбьель плакал. Сначала от счастья, а потом, когда выяснилось, что даже с таким роскошным прокатом он остается без медали, - от разочарования...

А Линдеманн - взъерошенный, точно воробей, и совершенно не по-немецки обаятельный - свою торсиду не подвел. Откатался роскошно: прыжки "от зубов отскакивали". Сказать, что взял не свою "бронзу" - язык не повернется...

Если Плющенко стал героем Дортмунда-2004, то двое других россиян откровенно расстроили. Андрею Грязеву, весь сезон сражавшемуся на двух фронтах - взрослом и юниорском - тривиально не хватило сил, а бронзовый призер Евро-2004 Илья Климкин, претендовавший и на медаль чемпионата мира, уже в Дортмунде "заработал" надрыв задней поверхности бедра и был вынужден сняться с соревнований.

Русские пришли...

Напоследок - об атмосфере, царившей в дни чемпионата в "Westfalenhalle" и вокруг него. Русская речь звучала во Дворце спорта куда чаще, чем немецкая: на турнир съехались не только тренеры и фигуристы из республик бывшего СССР, но и специалисты, работающие в дальнем зарубежье. Так, Рафаэл Арутюнян привез в Германию американку Мишель Кван, а экс-чемпион мира Вадим Наумов - ее земляков Кэтрин Оршер и Гарета Лукаша. С немецкой сборной работал Александр Веденин, японским танцорам помогала Наталья Дубова, а израильтянам Гудиной и Белецкому - Наталья Линичук с Геннадием Карпоносовым...

Немало русских было и среди волонтеров, обслуживающих пресс-центр. Переводчица Люба перебралась вместе с родителями из Москвы в Германию на ПМЖ давным-давно и уже успела заработать акцент, а Катя с Антоном приехали в ФРГ совсем недавно, полтора года назад - соответственно из Нижнего Новгорода и Минска...

Организация чемпионата была на уровне, хотя в отдельных случаях немецкая дотошность доходила до абсурда. Так, в один из вечеров к российским журналистам (в полупустую ложу прессы!) наотрез отказались пропускать болгарских танцоров, а буквально на следующий день туда беспрепятственно (и без приглашения) проникла почти вся румынская делегация, да еще с женами и детьми.

Интересную "фишку" придумали организаторы на открытии чемпионата. На большом экране транслировались выступления немецких звезд прошлого - Катарины Витт, Марики Килиус и Ханса-Юргена Боймлера, а на льду в это же время сегодняшние фигуристы катали легендарные программы один к одному - потрясающе синхронно. Причем, на глазах прославленных ветеранов.

Любопытно, чем на следующий год ответит Москва? Презентация чемпионата мира-2005, который состоится в Лужниках, прошла, вопреки ожиданиям, не слишком помпезно. Гостям церемонии показали 10-минутный фильм, смонтированный из видов Первопрестольной и кадров прошлогоднего "Гран-при России", президент РФФК Валентин Писеев, вице-мэр Москвы и российские чемпионы мира-2004 сказали несколько приветственных слов, и на этом все закончилось, плавно трансформировавшись в приличествующий случаю, но довольно скромный банкет. Без икры и борща, но с непременной русской водкой. Время было раннее (11 утра), а потому не пил почти никто. Даже русские, к великому изумлению официантов...

Hosted by uCoz