Русские
страсти глазами немцев
В
Санкт-Петербурге состоялась российская премьера документального фильма
"Ледяные страсти", посвященного петербургским фигуристам и тренерам.
Сняли эту пятисерийную ленту немецкие журналисты из телекомпании ARTE.
В
Старом Свете премьера "Страстей" состоялась несколько раньше
- в канун Рождества, причем, в самое "кассовое" время, именуемое
прайм-таймом. И главное - в полном объеме. Петербургским же ценителям
фигурного катания, собравшимся 9 января в кинотеатре "Свет",
была предложена слегка усеченная версия, общей продолжительностью в 120
минут. "Чтобы зритель не уснул", - пояснили свое решение телевизионщики.
Зря, наверное. Потому что никто из пришедших не храпел даже к исходу последней,
пятой серии. Фильм снят и смонтирован плотно, без больших сюжетных провисаний,
с неплохой интригой, яркими личностными моментами. За что режиссеру Марии
Хеммлеб отдельное спасибо.
За
основу фильма взяты выступления и тренировки ведущих петербургских фигуристов
в период с декабря 2003 по март 2004 года (чемпионаты России, Европы и
мира). Здесь и противостояние Евгений Плющенко - Бриан Жубер, и начало
спортивного пути пары Юлия Обертас - Сергей Славнов, и трудная судьба
дуэта Виктория Борзенкова - Андрей Чувиляев... Отдельная серия посвящена
юному воспитаннику Алексея Мишина, Артуру Гачинскому, прежде известному
под фамилией Хиль.
Фильм
зрителям в целом понравился - зал нередко взрывался аплодисментами. Но
между тем, картина вызвала ряд логичных вопросов. И главный - про что,
собственно, фильм-то? - оказался для немцев очень неудобным. На пригласительных
билетах значилось: "Один год вместе с Санкт-Петербуржской школой
фигурного катания". (И в самом деле, немцы весь этот год буквально
не вылезали с катка. Причем тренеры и фигуристы постоянно шли журналистам
навстречу, - например, проводя тренировки с прикрепленной к одежде аппаратурой
и комментируя по ходу свои действия...) Однако как раз о самой школе в
фильме сказано очень мало - так, мимоходом. В центре внимания (да что
уж там - героями всей картины!) оказались два знаменитых тренера Алексей
Мишин и Тамара Москвина и шестеро их учеников. Об остальных мастерах и
наставниках практически не было сказано ни слова.
Чемпионы
мира разных лет Мария Петрова - Алексей Тихонов, Татьяна Тотьмянина -
Максим Маринин оказались "массовкой". Выдающийся тренер Людмила
Великова появилась в фильме лишь как пострадавшая сторона при переходе
Обертас и Славнова к Москвиной. Так, наверное, и не упомянули бы. Как
позабыли, скажем, других отличных специалистов - Наталью Павлову, Николая
Великова, Оксану Казакову, Алексея Урманова, Галину Кашину, Евгения Рукавицына,
Александра Матвеева, Александра Степина, Ирину Шаронову, Кристину Вичек...
Немцы,
правда, оговорились, что в фильм все не вошло, и, дескать, в дальнейшем,
может быть, появится продолжение... Но впечатление все равно оказалось
смазанным. Повеселила и серия небольших ляпчиков. Так, например, закадровый
текст уверяет, что наступил сентябрь, и питерские фигуристы готовятся
к новым стартам. А громадные афиши, висящие на "Юбилейном",
ясно дают понять, что на дворе еще весна, а конкретно - май месяц.
Наверное,
хорошо, что фильм этот увидели в Петербурге только люди, приближенные
к фигурному катанию, а рядовые любители этого прекрасного и жестокого
вида спорта вряд ли в обозримом будущем смогут его посмотреть. Ибо жестокая
телекамера не раз выставляла их кумиров не в лучшем свете. Так, например,
Юле Обертас пришлось краснеть за свои высказывания сразу по окончании
чемпионата Европы, когда судьи, распределяя "бронзу", предпочли
им заслуженный польский дуэт Загурска - Сьюдек...
Виктория
Борзенкова: "Я в очередной раз поняла, как важно контролировать
себя перед телекамерой. Вообще же, картина получилась неплохая, нескучная."
Тамара
Москвина: "Жаль, что таких фильмов о фигурном катании
в нашей стране практически не снимают. За рубежом же - что ни год, то
премьера..."
Людмила
Великова: "Как мне кажется, не все из того, что вошло
в фильм, стоило показывать. К тому же, меня покоробило обилие мусора в
речи. Нужна была ну хоть какая-нибудь литературная обработка. Если авторы
фильма хотят воспитывать на нем молодое поколение, об этом нужно думать...
И о школе "Юбилейного", полагаю, можно было рассказать интереснее:
у нас же работает столько уникальных людей!".
|
|