Русские страсти глазами немцев

В Санкт-Петербурге состоялась российская премьера документального фильма "Ледяные страсти", посвященного петербургским фигуристам и тренерам. Сняли эту пятисерийную ленту немецкие журналисты из телекомпании ARTE.

В Старом Свете премьера "Страстей" состоялась несколько раньше - в канун Рождества, причем, в самое "кассовое" время, именуемое прайм-таймом. И главное - в полном объеме. Петербургским же ценителям фигурного катания, собравшимся 9 января в кинотеатре "Свет", была предложена слегка усеченная версия, общей продолжительностью в 120 минут. "Чтобы зритель не уснул", - пояснили свое решение телевизионщики. Зря, наверное. Потому что никто из пришедших не храпел даже к исходу последней, пятой серии. Фильм снят и смонтирован плотно, без больших сюжетных провисаний, с неплохой интригой, яркими личностными моментами. За что режиссеру Марии Хеммлеб отдельное спасибо.

За основу фильма взяты выступления и тренировки ведущих петербургских фигуристов в период с декабря 2003 по март 2004 года (чемпионаты России, Европы и мира). Здесь и противостояние Евгений Плющенко - Бриан Жубер, и начало спортивного пути пары Юлия Обертас - Сергей Славнов, и трудная судьба дуэта Виктория Борзенкова - Андрей Чувиляев... Отдельная серия посвящена юному воспитаннику Алексея Мишина, Артуру Гачинскому, прежде известному под фамилией Хиль.

Фильм зрителям в целом понравился - зал нередко взрывался аплодисментами. Но между тем, картина вызвала ряд логичных вопросов. И главный - про что, собственно, фильм-то? - оказался для немцев очень неудобным. На пригласительных билетах значилось: "Один год вместе с Санкт-Петербуржской школой фигурного катания". (И в самом деле, немцы весь этот год буквально не вылезали с катка. Причем тренеры и фигуристы постоянно шли журналистам навстречу, - например, проводя тренировки с прикрепленной к одежде аппаратурой и комментируя по ходу свои действия...) Однако как раз о самой школе в фильме сказано очень мало - так, мимоходом. В центре внимания (да что уж там - героями всей картины!) оказались два знаменитых тренера Алексей Мишин и Тамара Москвина и шестеро их учеников. Об остальных мастерах и наставниках практически не было сказано ни слова.

Чемпионы мира разных лет Мария Петрова - Алексей Тихонов, Татьяна Тотьмянина - Максим Маринин оказались "массовкой". Выдающийся тренер Людмила Великова появилась в фильме лишь как пострадавшая сторона при переходе Обертас и Славнова к Москвиной. Так, наверное, и не упомянули бы. Как позабыли, скажем, других отличных специалистов - Наталью Павлову, Николая Великова, Оксану Казакову, Алексея Урманова, Галину Кашину, Евгения Рукавицына, Александра Матвеева, Александра Степина, Ирину Шаронову, Кристину Вичек...

Немцы, правда, оговорились, что в фильм все не вошло, и, дескать, в дальнейшем, может быть, появится продолжение... Но впечатление все равно оказалось смазанным. Повеселила и серия небольших ляпчиков. Так, например, закадровый текст уверяет, что наступил сентябрь, и питерские фигуристы готовятся к новым стартам. А громадные афиши, висящие на "Юбилейном", ясно дают понять, что на дворе еще весна, а конкретно - май месяц.

Наверное, хорошо, что фильм этот увидели в Петербурге только люди, приближенные к фигурному катанию, а рядовые любители этого прекрасного и жестокого вида спорта вряд ли в обозримом будущем смогут его посмотреть. Ибо жестокая телекамера не раз выставляла их кумиров не в лучшем свете. Так, например, Юле Обертас пришлось краснеть за свои высказывания сразу по окончании чемпионата Европы, когда судьи, распределяя "бронзу", предпочли им заслуженный польский дуэт Загурска - Сьюдек...

Виктория Борзенкова: "Я в очередной раз поняла, как важно контролировать себя перед телекамерой. Вообще же, картина получилась неплохая, нескучная."

Тамара Москвина: "Жаль, что таких фильмов о фигурном катании в нашей стране практически не снимают. За рубежом же - что ни год, то премьера..."

Людмила Великова: "Как мне кажется, не все из того, что вошло в фильм, стоило показывать. К тому же, меня покоробило обилие мусора в речи. Нужна была ну хоть какая-нибудь литературная обработка. Если авторы фильма хотят воспитывать на нем молодое поколение, об этом нужно думать... И о школе "Юбилейного", полагаю, можно было рассказать интереснее: у нас же работает столько уникальных людей!".

Hosted by uCoz