Убить интригу

Две медали - золотую и серебряную - завоевали петербургские фигуристы на чемпионате мира по фигурному катанию. Татьяна Тотьмянина - Максим Маринин соревнования в парном катании выиграли, а их партнеры по сборной Мария Петрова - Алексей Тихонов заняли второе место.

На минувшей неделе в Москве, в "Лужниках", завершился, пожалуй, самый странный за последние десятилетия чемпионат мира по фигурному катанию. Странность заключалась не только в судействе (информированная публика уже давно ничему не удивляется), но и в ряде, что называется, сопутствующих событий.

Странно было видеть полупустые трибуны в самой "фигурной" стране мира (виной тому безграмотная ценовая политика организаторов чемпионата). Странным было отношение московской милиции к публике, выложившей-таки свои последние деньги за то, чтобы придти и поболеть за своих любимцев. С таким хамством любители фигурного катания не сталкивались, пожалуй, еще нигде и никогда. Странной была телетрансляция на Россию. Ну и, наконец, крайне странно было видеть итоговые протоколы чемпионата, в которых не оказалось целого ряда великих фигуристов, - по самой что ни на есть банальной причине: травмы.

Первый же день чемпионата нанес убийственный удар по надеждам отечественных спортивных чиновников заполучить "золото" во всех четырех видах программы. Тревожный звонок прозвенел еще на утренней разминке, где безоговорочный фаворит среди одиночников, петербуржец Евгений Плющенко катался по сильно облегченной программе. Ну а когда журналисты получили на руки список заявленных для квалификационного проката элементов, то вовсе оторопели: в программе Плющенко не значилось четверного прыжка! "У Жени - травма", - коротко прокомментировал тренер, Алексей Мишин.

Подробности выяснились чуть позже, когда Женя, не без труда, но чисто откатав программу, вышел в микс-зону к журналистам: "У меня - надрыв приводящей мышцы левого бедра, - грустно констатировал фигурист. - Из-за травмы я две недели не мог нормально тренироваться, набрал лишний вес, и сейчас далек от оптимальной формы. Но я буду бороться!" После короткой программы, в которой Плющенко, катаясь на уколах, сорвал четверной прыжок, но впервые в сезоне сделал "бильманн", вновь прозвучала фраза "Я буду бороться". Только к ней уже добавилось: "Я постараюсь сделать невозможное..."

Последнее слово оказалось ключевым: Евгений чувствовал себя отвратительно, катался через сильнейшую боль, рискуя усугубить и без того тяжелую травму. Но, видимо, он даже не предполагал, что наутро ему станет еще хуже - настолько хуже, что после мучительных раздумий Мишин решит-таки снять своего самоотверженного ученика с соревнований и отправить его в ЦИТО, на обследование.

Это известие произвело эффект разорвавшейся бомбы: "Чемпионат без Плющенко? Это немыслимо!" И в самом деле, как выяснилось, мужское одиночное катание с Плющенко и без него - два абсолютно разных вида спорта. Общее - только наличие льда, коньков и музыки. Лица вроде те же, а вот фигуристы - совсем другие.

"Железный француз" Бриан Жубер, последние годы служивший ходячим антонимом к слову "нервы", в произвольной программе превратился в "плющевую игрушку", показав просто-таки кошмарное катание. Словно в полусне катался и великолепный швейцарец Стефан Ламбьель, ставший-таки в этом году чемпионом мира. Правда, свои два четверных прыжка он исполнил чисто. Ну а про некогда грозного американца Тимоти Гебеля и говорить нечего: из него словно воздух выпустили... Трудно даже представить, что бы было в отсутствие Плющенко с японцем Такеси Хондой, человеком тонкой душевной организации. Но потомок самураев, еще в квалификации, при исполнении четверного прыжка, получил тяжелейшую травму и прямо со льда был отправлен в госпиталь. Кончилось все тем, что на пьедестале оказались неожиданные персоны, - канадец Джеффри Баттл и американец Эван Лисачек - имеющие в своем активе лишь "женский" набор элементов - без единого четверного.

Ожидаемое русско-китайское противостояние в парном катании также закончилось пшиком. Обе ведущие китайские пары, великие Сюэ Шень - Хонбо Чжао и их наследники Дань Чжан - Гао Чжан, приехали в Москву с серьезными травмами и просто физически были не в состоянии продемонстрировать оптимальный прокат. Причем, двукратные чемпионы мира даже не смогли закончить соревнования: о своем отказе они объявили в самый последний момент, уже по окончании разминки перед произвольной программой. Сюэ Шень покидала лед вся в слезах...

В итоге вся интрига свелась к тому, кому из двух российских пар достанется золото - чемпионам мира-2000 Марии Петровой и Алексею Тихонову, или чемпионам мира-2004 Татьяне Тотьмяниной и Максиму Маринину. Первые лучше откатали короткую программу, но когда судьи вывели в лидеры их более молодых партнеров по команде (вот она - гримаса субординации!), на второе выступление собраться не смогли.

На медали нынешнего чемпионата могла бы претендовать и еще одна петербургская пара Юлия Обертас - Сергей Славнов. Но ребята пали жертвой неудачного эксперимента их тренера Тамары Москвиной. Тамара Николаевна решила после чемпионата Европы поменять произвольную программу, поставленную Юле и Сергею еще два года назад их бывшим тренером Николаем Великовым. Сказано - сделано.

Но что же в итоге получилось? "Подмосковные вечера" с "Катюшей" - в жуткой поп-обработке; "кислотные" зеленые костюмы; "сырые" элементы и связки между ними. Да еще, как следствие "невкатанности" программы - чудовищное количество помарок при ее исполнении.

Поклонники пары были в шоке... И не только от проката. Честно говоря, трудно было понять, как с таким катанием Юля и Сергей умудрились получить высокое, пятое место. Разве что сыграла свою роль национальная принадлежность. Или, куда более вероятно, фамилия тренера. На этот счет один известный российский специалист заметил: "Мы можем получить новых Бережную и Сихарулидзе. Но не в плане ледового искусства, а в умении принимать судейские милости как должное..." Удастся ли Обертас и Славнову избежать соблазна "легких медалей"? Думается, мы узнаем об этом довольно скоро. Уже в следующем сезоне.

Hosted by uCoz