Вирус по имени "футбол"

Любовь к футболу это все-таки болезнь. Причем, заразная. Даже если и ровно дышишь к тем чудакам, что на изумрудном газоне мячик почем зря гоняют, все равно раз в четыре года ты особенно подвержен этому вирусу. Достаточно хоть раз окунуться в атмосферу чемпионата мира, за компанию сходить на стадион (у друга как раз оказался лишний билетик на Бразилию), случайно нырнуть в ликующую толпу болельщиков, - и ты пропал. Вернее, родился заново. Родился подданным Его Величества Большого Футбола...

Полагаю, немало флегматичных немецких бюргеров и их невозмутимых спутниц, глядя на то, что у них целый месяц происходило под боком, в конце концов не выдержали и поддались общему безумию. Ибо два года назад в Португалии, на Евро-2004, автор этих строк был свидетелем аналогичной картины: даже в таких вроде бы абсолютно неспортивных местах, как магазины элитной одежды, пожилые продавщицы то и дело от привычных разговоров о моде переходили на горячие футбольные новости...
И это при том, что любой чемпионат мира является "ящичком с двойным дном". С одной стороны, вроде как всемирный праздник. А с другой - победитель-то в результате остается только один. Чемпионы и их соотечественники ликуют; проигравшие, как правило, плачут...

Бедная, бедная Южная Африка...

Впрочем, по всей вероятности, этот чемпионат мира поминали недобрым словом не только его неудачники. Почти наверняка не скупились на "незлые тихие слова" и представители ЮАР, которым предстоит готовить мундиаль 2010 года. Потому что чемпионат мира в Германии был организован настолько четко, насколько это сегодня вообще возможно в индустриально развитых странах. И сработать столь же здорово в условиях Южной Африки, не отличающейся ни экономической стабильностью, ни этнической толерантностью, крайне малореально. Немецкий оргкомитет во главе с Францем Беккенбауэром поднял планку на такую неимоверную высоту, как в свое время знаменитый шестовик Сергей Бубка, заставивший не одно последующее поколение прыгунов заработать комплекс неполноценности.
Во всем этом, правда, есть один несомненный плюс. Если южноафриканцы провалят организацию своего чемпионата мира (а провалом, на сегодняшнем фоне, станет даже просто посредственное проведение турнира), ФИФА вправе будет пересмотреть принцип ротации континентов в пользу Европы.

Футбольным чиновникам, безусловно, стоит задуматься и о целесообразности нынешних квот на участие в финальной части чемпионата мира. Нынешний турнир наглядно показал, что четыре места для Азии это явный перебор: две из четырех сборных довольствовались в Германии ролью явных статистов. Такое же количество путевок оказалось излишним и для Африки: только Гана поддержала реноме "Черного континента" - остальные три команды турнир откровенно провалили. Тогда как для той же Южной Америки, судя по всему, и пяти путевок будет мало. А про Европу и говорить нечего: уже на стадии четвертьфиналов чемпионат мира фактически превратился в первенство Старого Света плюс Бразилия и Аргентина. В полуфиналах же "чужаков" не осталось и вовсе - сплошной европейский междусобойчик.

Потомки Соловья-Разбойника

Прообразом футбольного арбитра был русский былинный персонаж Соловей-Разбойник. К подобному выводу невозможно не придти после просмотра доброй половины матчей завершившегося чемпионата. Что творили в Германии "люди в черном" - уму непостижимо! Высосанные из пальца 11-метровые, необоснованные предупреждения и удаления, голы, забитые из офсайда... Такое впечатление, что некоторые "ответственные товарищи", посмотрев на финты футболистов, подумали про себя: "А мы-то чем хуже?". И принялись "финтить" по-своему.

Хит-парад футбольных злодеев с огромным отрывом возглавил аргентинец Орасио Элисондо, которому геростратова слава жить спокойно не давала. Теперь про него говорят: "Это тот человек, который удалил Руни и Зидана..." Знаменитость, как ни крути. Самоутвердившаяся за чужой счет. (Думается, дедушка Фрейд, глядя на все эти судейские выкрутасы, разразился бы не одной монографией...)

Кстати, очень любопытно, кто именно принимал решение о назначении Элисондо на финальный матч? И как можно было доверять такую игру арбитру, еще в четвертьфинале себя полностью скомпрометировавшему? Ведь кадры, на которых португалец Криштиану Роналду выпрашивает (и весьма успешно) у Элисондо красную карточку для своего партнера по клубу, англичанина Уэйна Руни, более чем на "горчичник" не наигравшего, обошли все европейские СМИ.

Доверили. И в финале аргентинец "отличился" вновь: неназначенный пенальти за снос Малуда в начале второго тайма, удаление Зидана... Оба эти решения, как ни крути, повлияли на итоговый результат. Зидан, бесспорно, заслужил удаление за удар итальянского игрока. Но вместе с ним, по логике вещей, поле должен был покинуть и оскорбивший его Матерацци. Но судья в ситуации не разобрался. Не смог или не захотел.

Итальянцам, к слову, очень повезло в Германии на арбитров. "Подарки" в решающем матче чемпионата были далеко не единственными. Не менее ценного презента подопечные Марчелло Липпи удостоились в четвертьфинальном матче против Австралии. Взятый с потолка пенальти на последней секунде (!) основного времени - чудо из чудес! Хочется верить, что испанский арбитр Медина Канталехо помог итальянцам абсолютно бескорыстно.

Галерею "чудес" продолжает английский арбитр Грэм Полл, умудрившийся показать хорвату Шимуничу в ходе матча три (!) желтые карточки. Что интересно, о способности Полла чудить на ровном месте было известно давным-давно. Однако сей персонаж умудрился при этом получить назначение на чемпионат мира!

На фоне этой "комедии положений" абсолютно странно выглядит выволочка, которую устроил глава ФИФА Зепп Блаттер Валентину Иванову, работавшему на исключительно проблемном мачте Голландия - Португалия. Российский арбитр, по большому счету, допустил всего одну ошибку, не удалив сразу голландца Булахруза, грубо сыгравшего в центре поля против Криштиану Роналду. Все остальные решения принимались Ивановым абсолютно по делу. И арбитр вряд ли виноват в том, что в составе обеих команд оказалось так много невоспитанных игроков, способных превратить футбол в банальную уличную драку...

Из всех арбитров, которым довелось работать на потенциально взрывоопасных матчах, высоких оценок удостоились лишь двое: мексиканец Бенито Арчундиа и уругваец Хорхе Ларрионда, судившие в полуфиналах. Два арбитра из двух с лишним десятков! Страшная цифра, если вдуматься. Страшная прежде всего для Блаттера и для его ведомства. Потому что в этой ситуации любимая фраза швейцарского господина: "Судья тоже человек, он имеет право на ошибку" - начинает звучать форменным издевательством над здравым смыслом. Ибо до сих пор не делается ровным счетом ничего, чтобы минимизировать количество этих ошибок.

От использования видеоповтора в ходе матча Блаттер до сих пор шарахается, как черт от ладана (хотя в том же хоккее это новшество успешно прижилось, позволяя судьям избегать неправедных решений). Дескать, не футбольное это дело. Зато футбольное дело, про Блаттеру, это увеличение размеров ворот (и без того немаленьких - уж поверьте бывшему голкиперу): будет больше голов, зрители возрадуются. До такой глупости даже в НХЛ не додумались, хотя могли бы. Там предпочли урезать размеры вратарской амуниции и исключить зацепы клюшкой. Блаттера, конечно, понять можно: футбольным вратарям урезать абсолютно нечего, а клюшек в футболе отродясь не водилось.

Конечно, надо что-то предпринимать, потому что показатель средней результативности финальной части чемпионата мира последние годы едва-едва переваливает за два гола за игру. Можно, кстати, и в самом деле пойти по канадскому пути и фиксировать каждый (!) фол в штрафной площади - невзирая на лица и обстоятельства. Количество 11-метровых, а вместе с ним и общая результативность сразу резко возрастет. Поскольку то, что делают друг с другом игроки в штрафной площади при подаче угловых и других стандартных положениях - скорее, из арсенала самбо, а не футбола. Какие захваты! Какие броски! А реагирует на все это лишь один арбитр из ста. И тот - Грэм Полл.

Инопланетянин

Впрочем, хватит о судьях. Как они ни старались выйти на первые роли, все равно футбольным балом по большей части правили футболисты.

Главным открытием чемпионата, безусловно, стала сборная Германии. Которая, вопреки статусу хозяйки чемпионата, свою "бронзу" завоевала честно, демонстрируя яркую, вдохновенную игру. Защитник Филипп Лам, особенно блистательно сыгравший в стартовом матче против Коста-Рики, форвард Бастиан Швайнштайгер, ставший первой звездой "бронзового" матча, голкипер Йенс Леманн, бравший во встрече с аргентинцами пенальти по шпаргалке... Но главной движущей силой немецкой дружины стоит, безусловно, признать тренера-дебютанта Юргена Клинсманна. Тот сумел не только сплотить два десятка неуживчивых немецких мужиков, но и утереть нос самому Кайзеру Францу, накануне чемпионата нещадно критиковавшего "бундес-тим" и ее неопытного наставника.

Ну а накануне поединка за третье место Клинсманн и вовсе совершил Поступок с большой буквы, доверив место в воротах номинально запасному голкиперу Оливеру Кану, чтобы тот смог достойно проститься со своими болельщиками. И этот прощальный матч, как известно, удался на славу...

Если немцы на родном чемпионате отличились со знаком плюс, то вице-чемпионы Европы португальцы уехали домой с жирным минусом. Каких только уничижительных эпитетов ни удостоились подопечные Луиса Сколари! "Попрошайки", "Кляузники" (это, в основном, об истории вокруг Руни), "Ныряльщики"... В самом деле, никто не мог предположить, что та симпатичная боевая команда, очаровавшая всех на Евро-2004, так быстро превратится в сборище моральных уродов, способных ради сиюминутного результата на любую низость по отношению к сопернику. Ладно там Фигу, Коштинья, - их футбольный век почти закончен. Но как будет смотреть в глаза своим партнерам по "Манчестер Юнайтед" Криштиану Роналду? Как встретят в "Челси" Рикарду Карвалью?

Можно сколько угодно иронизировать над некоторой прямолинейностью и излишней жесткостью английского футбола. Но то, чего у англичан не отнять - это честного отношения к игре и к своему сопернику. И британцы, вполне логично, вправе требовать того же и от остальных... Из основного состава сборной Португалии, пожалуй, только двое - Рикарду и Деку - не заслужили подобных упреков. Последний так и вовсе в матче с голландцами проявил себя истинным англичанином, - несмотря на свой маленький рост, врезал здоровенному сопернику, демонстративно наплевавшему на принципы "фэйр плей".

Кстати, о "фэйр плэй". Большие футбольные чиновники кричат об этом на всех углах, а "честной игры" становится все меньше и меньше. Почему? Знаменитый французский тренер Арсен Венгер как-то посетовал, что виной всему "рука божья" Диего Марадоны. Вернее - безнаказанность его поступка. Тогдашние футбольные боссы сделали вид, что аргентинец не совершил ничего особенного. Дав тем самым своего рода сигнал различным прохиндеям от футбола...

Именно пренебрежение правилами фэйр-плей и стало той ложкой дегтя, изрядно подпортившее впечатление от в целом весьма солидной игры сборной Италии. Провокатор Матерацци своим поступком оказал своей команде недобрую услугу. Не факт, конечно, что Франция в полном составе выиграла бы финал. А вот то, что итальянцам теперь на каждом углу будут припоминать историю с Зиданом - непреложный факт.

Между тем, если абстрагироваться от эмоциональной составляющей, нельзя не признать, что сборная Италии на этом чемпионате предстала наиболее организованной, сбалансированной командой, в чем несомненная заслуга тренера Марчелло Липпи. Каждый игрок на поле умирал за себя и за того парня. Выполняя порой вовсе не свойственные для себя функции. Дженнаро Гаттузо, идущий в обводку у чужой штрафной площади - это, знаете ли, "очевидное-невероятное"... Абсолютно по праву приз имени Льва Яшина достался голкиперу итальянцев Джанлуиджи Буффоном - отыгравшему на чемпионате просто блестяще. С игры он пропустил только однажды - да и то, от партнера по команде: Дзаккардо огорчил своего вратаря в матче со сборной США.

"Золотой мяч", традиционно вручаемый лучшему игроку чемпионата, достался Зинедину Зидану. Несмотря на нелепое удаление в финале. Собственно, капитан французской сборной заслужил эту награду более других. Своей игрой на чемпионате мира Зизу заставил россиян вспомнить исторический анекдот. Иностранный корреспондент случайно попал на прощальный матч великого Михаила Месхи. Блистательно отыграв первый тайм, форвард под овации покинул поле. "Что происходит?" - поинтересовался журналист у соседа по трибуне. "Месхи уходит", - ответили ему. "Месхи уходит, а эти, что, остаются?!" - воскликнул журналист... Зидан на фоне соперников и коллег по сборной смотрелся, точно Ричи Блэкмор на джем-сейшне в каком-нибудь заштатном рок-клубе. Инопланетянин. Иначе и не скажешь...

Hosted by uCoz