Ветер с Востока

Российское фигурное катание - особенный вид спорта. Выучка и репутация наших мастеров столь велика, что они регулярно пополняют национальные сборные других стран. Так, москвич Максим Ставиский выиграл в этом году звание чемпиона мира в танцах на льду, защищая цвета сборной Болгарии. Марина Анисина, дочь знаменитого советского хоккеиста, стала олимпийской чемпионкой в Солт-Лейк-Сити под флагом Франции. Экс-чемпион мира в парном катании Алексей Тихонов несколько лет не без успеха выступал за Японию...
В обратном направлении движения не было никогда (за исключением "родственной подпитки" из стран бывшего СССР). И вот лед тронулся. Японская фигуристка Юко Кавагучи с нынешнего сезона будет выступать за Россию, в паре с петербуржцем Александром Смирновым. Это, без преувеличения, настоящая сенсация. Примечательно еще и то, что под наши знамена перешла не второразрядная, а весьма титулованная спортсменка. В ее послужном списке - победы и призовые места на крупнейших юниорских турнирах, как в одиночном, так и в парном катании...

ВО ВСЕМ "ВИНОВАТА" БЕРЕЖНАЯ

- Юко, если не секрет, что привело вас под российский флаг?
- Все началось с Елены Бережной. Мне очень понравилось, как она выступала в Нагано, на Олимпиаде-98... И я, под впечатлением от ее проката, послала факс тренеру Лены - Тамаре Николаевне Москвиной. Дескать, очень хочу у вас тренироваться. Послала, можно сказать, наудачу. Не особо рассчитывая на ответ. Однако ответ пришел практически сразу: "Приезжай!"
Первая попытка была еще "одиночная". Я приехала к Тамаре Николаевне в Америку, где она тогда работала со своей группой, и две недели брала у нее уроки. После этого выиграла этап юниорского "Гран-при" в Мехико, а затем заняла призовое место на следующем турнире. Выступила, и говорю: "Тамара Николаевна, я хочу попробовать себя в парном катании"...
Тут еще вот какой момент был. В свое время я тренировалась на одном катке с Лешей Тихоновым - когда он выступал за Японию с Юкико Кавасаки (я очень восхищалась этим фигуристом!). При этом, долгое время со мной в Токио занимался известный русский тренер Виктор Рыжкин (бывший партнер легендарной Людмилы Пахомовой, - прим. А.Д.). Так что, сами понимаете, насколько сильное влияние на меня оказала русская школа фигурного катания.
Словом, я очень хотела заниматься парным катанием у русского тренера, и по возможности - с русским партнером. Однако выяснилось, что у Тамары Николаевны на тот момент не было свободного мальчика. Поэтому я еще несколько лет провела в одиночном катании. До тех пор, пока не распалась пара Валентина Разсказова - Александр Маркунцов. Тогда Тамара Николаевна отправила мне факс: дескать, приезжай, есть работа. И я снова приехала к ней в Америку.
Мне было там трудно на первых порах. Впрочем, если бы тогда я сразу попала в Россию, мне было бы намного тяжелее. Так что Америка стала для меня своего рода "психологическим буфером". Когда я три года назад вместе с группой Москвиных переехала в Санкт-Петербург, адаптация далась уже намного легче.

- Когда вы впервые приехали в Россию, - что вас больше всего поразило со знаком "плюс" и со знаком "минус"?
- Это было зимой, три года назад. И самое главное впечатление, как сейчас помню: "Ужасно холодно". Я, конечно, к этому морально готовилась. Но все равно, не по себе было.

- В Японии так холодно не бывает?
- В Токио, откуда я родом - никогда! Там даже зимой столбик термометра не опускается ниже нуля! А в среднем - от +3 до +10... В общем, в Петербурге чуть не замерзла. Но родители моего партнера Саши Маркунцова - очень теплые люди, здорово меня приняли. И тот мой "ознакомительный" визит в Россию мне очень понравился.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

- В каком возрасте вас родители впервые поставили на коньки?
- Мне было пять лет (это не так уж и рано: детей в Японии отдают в фигурное катание как раз примерно в этом возрасте). Причем, впервые увидела соревнования фигуристов значительно позже. Признаюсь, я поначалу ненавидела кататься на коньках. Это все мамино влияние: она заставляла меня ходить на тренировки. Она очень любила танцы на льду, боготворила Пахомову и Горшкова. И мечтала, что я когда-нибудь смогу кататься так же, как они.
Но получилось в итоге все иначе. Я стала одиночницей. Я, кстати, до сих пор больше всего люблю прыгать... Парным катанием занялась относительно недавно. Просто однажды захотела себя попробовать в этом виде спорта. Интересно было. Мне было тогда 18 лет... Первым моим партнером стал, как я уже сказала, петербуржец Саша Маркунцов. Мы с ним три года катались за Японию, в 2001-м в Софии выиграли "серебро" на чемпионате мира среди юниоров... Ну а в 2005-м я уже выступала за США, с Дэвином Патриком.

- Насколько легко вам дался переход в парное катание? Некоторые "перековавшиеся" одиночницы признаются, что им поначалу было очень страшно на поддержках...
- Мне было не страшно. Знаете, какое у меня было любимое развлечение? Американские горки! Так что, поддержки для меня на этом фоне, можно сказать, семечки. Я почему еще перешла в парное катание? Потому что очень хотела научиться четверному выбросу, а потом - освоить поддержку, другие акробатические элементы, которых нет в одиночном катании...

- Знаю, что вы с Дэвином Патриком делали четверной выброс. С новым партнером, Александром Смирновым не пробовали повторить этот сложнейший элемент?
- Только в гимнастическом зале. На льду - пока нет. Мой нынешний тренер Николай Матвеевич Великов очень за меня беспокоится. Боится, чтобы я, не дай бог, не получила травму. И Саша тоже беспокоится. А у меня никакого психологического барьера перед этим элементом нет. Я не боюсь. Вот четверную подкрутку - боюсь делать. Что есть, то есть.

- Подкрутка страшнее, чем выброс?
- Да. Стыдно сказать. Почти пять лет занимаюсь парным катанием, и все никак не могу привыкнуть к этому элементу. С Дэвином год назад мы пробовали делать четверную подкрутку в зале. Докрутила. Но все равно, это для меня проблемный элемент. А выброс я очень люблю. И хочу его исполнять.

"Я ВОВСЕ НЕ ТИХОНЯ!"

- Сильно тянет на родину?
- Конечно. Когда я каталась с Сашей Маркунцовым за Японию, бывала дома довольно часто. То соревнования, то решение визовых вопросов. Последние же полтора года, что я выступала за США, дома почти не бывала. Пять дней летом - и все. Очень тяжело было. Мама, конечно, приезжала, но я все равно скучала по дому.
Сейчас уже полегче. Причем, находясь здесь, в России, я не очень чувствую ностальгию. А вот находясь дома, в отпуске, не могу себя заставить собираться в обратный путь... Дом есть дом. Здесь все-таки чего-то не хватает.

- Откуда вы так хорошо знаете русский язык?
- Я не считаю, что так уж хорошо говорю по-русски. До сих пор у меня беда с грамматикой. Пишу просто ужасно. А вот с разговорным языком, и впрямь, особых проблем уже нет. (Родители мои, кстати, тоже очень удивлены этим обстоятельством.) Мне довольно трудно давался звук "л", которого нет в японском языке. Может быть, это сейчас и незаметно, поскольку я очень быстро говорю и глотаю окончания...
Кстати, должна заметить, что для японца английский язык труднее, чем русский.

- Серьезно?
- Речь не о грамматике, а о фонетике. Русский легче. Кстати, здесь, в Петербурге на родном языке мне есть с кем поговорить. С Лешей Тихоновым, к примеру, который тренируется с нами в одной группе. Он очень хорошо говорит по-японски.

- Знаю, что тренировки и соревнования вы совмещаете с учебой в институте...
- Да, учусь в Санкт-Петербургском государственном университете, на факультете международных отношений. Остался один курс. При этом, скажу честно, я ничего не понимаю в политике.

- Почему же выбрали это направление?
- Звучало красиво: "международные отношения"! (смеется). Экономикой заниматься не хотелось, математикой - тоже. Так что, методом исключения выбрала международные отношения. Может быть, сделала ошибку
Четыре года, что провела в Америке, я совсем не училась. До этого окончила среднюю школу в Японии - и все. А 4 года, согласитесь, - очень большой перерыв. Как после этого заставить себя заниматься? Я люблю учиться, но все равно, после такого длительного "тайм-аута" пришлось заставлять себя это делать. Многое подзабыла. А поступала - сразу, безо всяких подготовительных курсов. Хорошо, что у меня есть очень умная подружка - она мне очень помогала и помогает.

- Не могу не задать "гастрономический" вопрос. Нашли ли в Петербурге хоть один ресторан, в котором подают еду, идентичную той, что готовят в Японии?
- Честно? Здесь в японские рестораны я не хожу совсем. Во-первых, как мне кажется, здесь наша кухня адаптирована под европейский вкус. А во вторых - японская кухня основана на исключительно свежей рыбе. Без этого - никак. А в Петербурге пока с поставками проблемы. Так что, не хожу в рестораны, чтобы лишний раз не огорчаться. Готовлю себе дома сама. Я очень люблю готовить. Это - мое хобби.

- А что вы себе готовите дома?
- То, что мне мама в детстве готовила. И куриное мясо, и рыбу. Суши могу сделать... Единственное, чего мне здесь не хватает - свежей рыбы. И еще - японских овощей. Поэтому я сталкиваюсь с массой кулинарных ограничений. И готовить японские блюда, что называется "один в один" не получается. То, что я готовлю - это, скорее, русско-японская кухня, придуманная на ходу.

- Как вам, кстати, традиционная русская кухня?
- Замечательно! Очень люблю, особенно пельмени! Но многие блюда подаются со сметаной - а к ней я все никак не могу привыкнуть...

- Появились ли у вас в Петербурге любимые места для прогулок?
- Конечно. Я люблю гулять от своего дома (что неподалеку от Финляндского вокзала) через мосты, мимо крейсера "Аврора", в сторону Летнего сада. Это мой привычный маршрут.

- Что предпочитаете носить из одежды? В Петербурге в кимоно особенно не подефилируешь...
- Кимоно у меня дома в Японии осталось... Здесь же одеваюсь по-разному. Могу сказать, что не очень люблю джинсы. Предпочитаю длинные легкие юбки, длинные платья... Русские и американки, как я заметила, одеваются несколько иначе. Но при этом мой стиль тоже нельзя назвать исконно японским - скорее, "фьюжн", смешение стилей... Мне, кстати, очень понравился красный костюм, в котором меня снимал ваш фотограф. Эту вещь я бы с удовольствием приобрела для своего гардероба...
Из модной одежды я предпочитаю голландскую марку Oilily. Я была очень рада, когда в Петербурге эта фирма открыла свой магазин. Большинство моей одежды - именно этой марки.
Но это что касается весны, лета и осени. А вот зимой мне непросто. Последняя зима была очень холодной, и я иногда терялась, что мне надевать, и в каком количестве. Нередко одеваюсь "в несколько слоев". Игорь Борисович Москвин, увидев меня в таком виде в первый раз, назвал Капустой (смеется). В самом деле, похоже...

- У многих российских фигуристов есть традиция - в свободное время ходить на балет...
- Ой, я очень люблю балет! Когда я была маленькая, мама моя отправляла меня учиться и классическому балету, и модерну, и фламенко, и джаз-дансу, - всем возможным видам танцевального искусства. Даже синхронным плаванием какое-то время пришлось заниматься!.. С тех пор я очень люблю танцевать, люблю занятия по хореографии. Постоянно хореографа Сан Саныча Степина на этот счет подначиваю: давайте устроим дополнительные занятия!
Я хотела стать балериной. Это была моя мечта... Но в балете нет акробатических элементов, нет скорости, многооборотных прыжков. А в фигурном катании есть...

- Я гляжу, тянет вас на экстремальные вещи...
- Да! Вы знаете, почти все считают меня тихоней (за исключением, пожалуй, Игоря Борисовича). Да. Я с одной стороны - очень спокойная, а с другой - тот еще экстремал! Мои нынешние тренер и партнер об этом еще не подозревают (смеется). Я, к примеру, очень люблю горные лыжи... Многие думают: я только и делаю, что сижу себе дома с книжкой, или зарывшись в учебники. А я - не такая серьезная барышня.

Hosted by uCoz